Маршрутки по заказу: испытываем новый вид транспорта в Москве

Фото: Петр Грибачев

Про официальные синие московские маршрутки, которые принадлежат частным перевозчикам, но работают по договору со столичными властями, мы рассказывали не раз. Но число таких перевозчиков ограничено, да и маршруты между ними уже распределены. Поэтому частники, которые хотят возить пассажиров в Москве, вынуждены искать обходные пути и пользоваться «серыми зонами» законодательства. Одна из них — заказные пассажирские перевозки в маршрутном режиме.

Звучит абсурдно, не правда ли? Однако при грамотной юридической проработке оказывается, что заказные перевозки действительно могут быть маршрутными. В этом случае, каждый пассажир становится заказчиком поездки, но фрахтует он не весь автобус, а только одно место в нем — как и другие такие же пассажиры-фрахтователи. Проезд при этом оплачивается безналичным способом, а вся документация собирается в электронном виде. В Москве по такому принципу работает небольшая компания Элпасс. На ее примере и покажем, как пользоваться официальными заказными маршрутками.

Люди интересуются маршрутом автобуса — указателей на заказных маршрутках нет

В парке компании работают восемь микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter Classic в ярко-рыжей раскраске с заметными табличками «Заказной». Маршрут начинается от метро «Славянский бульвар» и завершается в конце Веерной улицы и не имеет привычного цифрового обозначения.

Начальная (Славянский бульвар) и конечная (Веерная улица) остановки синей городской и рыжей заказной маршруток совпадают. Но Спринтер проезжает еще и по Нежинской и Матвеевской улицам, где общественный транспорт ходит реже

В ближайшем будущем откроется еще один маршрут: от метро «Университет» до метро «Новые Черемушки». Но у человека «с улицы» прокатиться на заказном маршрутном автобусе сразу не получится.

Чтобы пользоваться заказными маршрутками, первым делом нужно установить приложение, зарегистрироваться в нем и внести деньги на личный счет

Сначала надо установить на свой телефон или планшет приложение Элпасс, что я и сделал. Первый подводный камень: для завершения авторизации нужно ввести информацию из паспорта. Перевозка-то заказная, а значит, регистрируясь в системе, мы заключаем официальный договор, для которого по закону необходимы данные паспорта, номер мобильного и адрес. Как выяснилось в дальнейшем, правильность введенных данных никто не проверяет, но я все же решил никого не обманывать и указал их корректно.

После регистрации открылся личный счет, на который я сразу перевел 100 рублей с банковской карты, — с него будет списываться плата за проезд. Она, кстати, составляет всего-то 30 рублей против 35 (по карте Тройка) в городском общественном транспорте.

На остановке около метро "Славянский бульвар" даже не в пиковое время полно людей

В районе 11 утра я оказался на «Славянском бульваре» и сразу понял, почему новый вид перевозок решили вводить именно здесь. Час пик уже позади, однако на остановке еще полно людей — а официальные городские автобусы ходят редко. Открываю карту в приложении и вижу, что ближайший ко мне Sprinter вот-вот прибудет. А если не успею на него сесть, то следующий придет через пять—семь минут. А вот и он. Подъезжает к остановке и встает на аварийке, явно не собираясь задерживаться надолго. Кстати, никаких опознавательных знаков, указывающих на то, что заказные маршрутки должны останавливаться именно здесь, нет.

На левом слайде — маршрут моей поездки и время ожидания, на правом — я уже еду в автобусе, а мой счет уменьшился на 30 рублей

Забираюсь внутрь, открываю приложение на планшете, прикладываю QR-код к считывателю на поручне — все, с моего счета списалось 30 рублей, и я стал фрахтователем перевозки. Зарегистрированные пассажиры могут попросить у водителя карточки с кодом, которые можно использовать при входе, чтобы не доставать смартфон.

Чтобы оплатить проезд, я приложил планшет с QR-кодом к считывателю в салоне

Внутри, кстати, очень чисто, сиденья укрыты цветными чехлами. Вместе со мной едет только один пассажир. Но, по словам водителя, утром и вечером салон набивается полностью. Напоследок провожу небольшой эксперимент и прошу водителя остановиться не на остановке, а «у перехода». В официальных маршрутках такие просьбы уже давно неактуальны, а здесь — пожалуйста, водитель с радостью выполнил мое пожелание.

Салон заказного Спринтера-маршрутки такой же яркий, как и его внешноcть

Что в итоге? Заказные маршрутные перевозки Элпасс работают вполне законно и имеют право на существование, особенно в тех районах, где существуют проблемы с городским общественным транспортом. Да, не каждый сможет быстро разобраться с приложением, зато при проезде не надо платить наличными. Сами маршрутки новые, проезд в них стоит дешевле, а ходят они чаще, чем «официальные».

Кстати, пока я ждал свой рыжий Спринтер, на той же остановке на «Славянском бульваре» остановился белый Ford Transit тоже с табличками «Заказной». В него тоже заходили пассажиры, а расплачивались они с водителем наличными. Но стоило мне навести на него камеру, как он чуть ли не с пробуксовкой сорвался с места. Похоже, даже у "фирменных" заказных маршруток появились "неофициальные подражатели".

Незаконные подражатели? Еще пара секунд, и этот белый Transit рванет с места

Рекомендованные статьи