Федор Лапшин побывал на выставке Busworld — самом крупном смотре автобусов в Европе
Надпись по-русски «центральный вокзал» то и дело загоралась на многоязычном маршрутном указателе, который висел на одном из стендов выставки Busworld в бельгийском Кортрейке. Собственно, и сам Busworld — нечто вроде центрального вокзала: это самый крупный смотр автобусов в Европе! Я побывал там — и даже прокатился на электробусе.
Увы, почти все, о чем пойдет речь в обзоре выставки, не имеет отношения к нашей действительности. Потому что на российском автобусном рынке — падение продаж (за три квартала примерно на 14%, за 11 месяцев — уже почти на 16%), безраздельное господство отечественных производителей (поскольку поставки иномарок для государственных и муниципальных нужд запрещены) и практически полное отсутствие интереса к электробусам (единичные эксперименты не в счет).
В Европе, наоборот, продажи автобусов растут (за те же три квартала — на 18% с лишним, в Чехии — на 30%, а в Испании — на все 43%), рынок многонационален и «наэлектризован». То тут, то там на маршруты выходят опытные электрические модели, а в Кортрейке их было столько, что голова шла кругом.
Даже первая пресс-конференция выставки была посвящена дебюту электробуса Volvo 7600 (его фото — на этой странице). Он автоматически подзаряжается током от устройства, расположенного над крышей, всего за шесть минут, после чего, как заявлено, может проехать около десяти км. Обещают, что с 2016 года модель должна пойти в серию.
Однако самыми эффектными — не только электробусами, но и автобусами выставки — оказались китайские. И мы даже догадываемся почему: китайцы накопили огромный опыт в создании и эксплуатации «автобусов на новой энергии» (new energy buses) — как гибридных, так и чисто электрических. Их количество, по европейским меркам, просто невообразимое: если в 2010 году в Китае было продано 194 таких автобуса, то в 2014-м — уже 18412, а прогноз на 2015 год — 53500 машин! Куда уж там старушке Европе...
Ток или газ?
Ярко-красные двухэтажные автобусы давно стали символом Лондона и национальной гордостью британцев. А теперь чем гордиться? Тем, что новейшая модель для Лондона хоть и оснащена кузовом традиционного британского производителя Dennis, но носит китайскую марку BYD?
Прочно заняв место на китайском мегарынке (только один город, Далян, недавно заказал 1200 электробусов этой марки), BYD тянет электрощупальцы и в Европу: 35 электробусов уже возят пассажиров амстердамского аэропорта Схипхол, а Лондон получит 51 двухэтажник — во всяком случае пока. Сумма лондонского контракта — 19 млн фунтов стерлингов, значит, одна такая машина стоит около 515 тысяч евро. Дорого? Но поляки за свой электрический одноэтажный Solaris просят лишь немногим меньше!
Представители фирмы BYD уверяют, что «лондонская модель» после полной зарядки от сети может проехать аж 300 км (при испытаниях по циклу UITP SORT для автобусов с альтернативным приводом) и 240 км в реальной эксплуатации.
А еще более эффектная 18-метровая «гармошка», которую BYD тоже показывал на выставке, — 220 км по циклу UITP SORT и 170 км в реальной эксплуатации, причем ее аккумуляторы можно заряжать не только от розетки, но и воздушным путем, при помощи пантографа на крыше.