Федор Лапшин побывал на выставке Busworld — самом крупном смотре автобусов в Европе

Фото: Федор Лапшин

Надпись по-русски «центральный вокзал» то и дело загоралась на многоязычном маршрутном указателе, который висел на одном из стендов выставки Busworld в бельгийском Кортрейке. Собственно, и сам Busworld — нечто вроде центрального вокзала: это самый крупный смотр автобусов в Европе! Я побывал там — и даже прокатился на электробусе.

Увы, почти все, о чем пойдет речь в обзоре выставки, не имеет отношения к нашей действительности. Потому что на российском автобусном рынке — падение продаж (за три квартала примерно на 14%, за 11 месяцев — уже почти на 16%), безраздельное господство отечественных производителей (поскольку поставки иномарок для государственных и муниципальных нужд запрещены) и практически полное отсутствие интереса к электробусам (единичные эксперименты не в счет).

В Европе, наоборот, продажи автобусов растут (за те же три квартала — на 18% с лишним, в Чехии — на 30%, а в Испании — на все 43%), рынок многонационален и «наэлектризован». То тут, то там на маршруты выходят опытные электрические модели, а в Кортрейке их было столько, что голова шла кругом.

Эффектный «электрокитаец» BYD Midibus: жаль, характеристики на стекле написаны иероглифами

Даже первая пресс-конференция выставки была посвящена дебюту электробуса Volvo 7600 (его фото — на этой странице). Он автоматически подзаряжается током от устройства, расположенного над крышей, всего за шесть минут, после чего, как заявлено, может проехать около десяти км. Обещают, что с 2016 года модель должна пойти в серию.

Однако самыми эффектными — не только электробусами, но и автобусами выставки — оказались китайские. И мы даже догадываемся почему: китайцы накопили огромный опыт в создании и эксплуатации «автобусов на новой энергии» (new energy buses) — как гибридных, так и чисто электрических. Их количество, по европейским меркам, просто невообразимое: если в 2010 году в Китае было продано 194 таких автобуса, то в 2014-м — уже 18412, а прогноз на 2015 год — 53500 машин! Куда уж там старушке Европе...

Ток или газ?

Ярко-красные двухэтажные автобусы давно стали символом Лондона и национальной гордостью британцев. А теперь чем гордиться? Тем, что новейшая модель для Лондона хоть и оснащена кузовом традиционного британского производителя Dennis, но носит китайскую марку BYD?

Прочно заняв место на китайском мегарынке (только один город, Далян, недавно заказал 1200 электробусов этой марки), BYD тянет электрощупальцы и в Европу: 35 электробусов уже возят пассажиров амстердамского аэропорта Схипхол, а Лондон получит 51 двух­этажник — во всяком случае пока. Сумма лондонского контракта — 19 млн фунтов стерлингов, значит, одна такая машина стоит около 515 тысяч евро. Дорого? Но поляки за свой электрический одноэтажный Solaris просят лишь немногим меньше!

• Кузов — британского ателье Dennis, а вот начинка и эмблема — китайской фирмы BYD: такие электробусы будут ходить по Лондону
• Китайская «электричка» BYD — конечно же, с электроприводом, да еще и с «воздушной» подзарядкой: видите токосъемник над второй секцией?

Представители фирмы BYD уверяют, что «лондонская модель» после полной зарядки от сети может проехать аж 300 км (при испытаниях по циклу UITP SORT для автобусов с альтернативным приводом) и 240 км в реальной эксплуатации.

А еще более эффектная 18-метровая «гармошка», которую BYD тоже показывал на выставке, — 220 км по циклу UITP SORT и 170 км в реальной эксплуа­тации, причем ее аккумуляторы можно заряжать не только от розетки, но и воздушным путем, при помощи пантографа на крыше.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи