Даблдекеры для Соединенных Штатов
Знаменитый даблдекер — двухэтажный городской автобус, у всего мира прочно ассоциирующийся с Британскими островами. Оно и понятно: именно там в крупных городах двухэтажники традиционно занимают от четверти до половины всего парка. Встречаются они и в других странах, в основном в тех же британских колониях (от Австралии до Гонконга), однако есть и в Европе — в Берлине и Братиславе. А теперь двухпалубные «горожане» начинают понемногу завоевывать Северную Америку.
Исторически двухэтажные городские автобусы здесь тоже имелись, как и их производители (самым известным был нью-йоркский Fifth Avenue, закрывшийся в 1962 году).
Когда-то в США были собственные производители даблдекеров. Этот автобус марки 5th Avenue ездил, естественно, по Нью-Йорку
Однако в последние полвека это были штучные эксперименты в разных городах. И вот теперь британская компания Alexander Dennis получила заказ сразу на 520 автобусов для США, а пару лет назад — еще на 400 двухэтажников для Канады. При этом фирма эта английская, именитая и богатая историей. Кстати, ее название — это не уважительное «имя-фамилия» основателя, а имена двух независимых ранее фирм, слившихся в одну в 2004 году.
Alexander Dennis — один из двух главных производителей даблдекеров Великобритании. При этом на родине все автобусы модели Enviro 500 двухосные, длиной 11,3 м. А американские трехосные, с задней подруливающей осью, длиной ровно 12931 мм. Неужели они разработаны специально для заморского заказа?
Самый массовый двухэтажник Великобритании — Alexander Dennis Enviro: два этажа, две оси, 90 пассажиров
Вовсе нет, это результат применения старых наработок. Самые большие, трехосные, двухэтажники этой марки по имени Condor, появились в автобусных парках колониального Гонконга в конце 1970-х. Все это время они совершенствовались, попутно меняя имена на Dragon, потом на Trident. Они оснащались английскими дизелями Gardner и автоматическими коробками передач Voith и вмещали до 128 пассажиров (компактных азиатов).
Двухэтажные городские Dennis Trident до сих пор составляют основной парк автобусов Гонконга
Но заказы на эти машины измерялись десятком в год, а тут светил заказ гораздо богаче. Немудрено было заняться им вплотную. Главное изменение даблдеккеров для Америки — габаритная высота 4,1 м, основное условие заказчика (исходные машины достигали в высоту 4,3 м). Носителями агрегатов выступили американские фирмы: двигатели Cummins, коробки-«автоматы» Allison B500. Поскольку машины современные, на них электронноуправляемая пневмоподвеска всех мостов и автоматические трапы для инвалидов. И, по американским требованиям, — энергопоглощающий передний бампер с держателем велосипедов. Чтобы угодить требовательным экологам, есть газовая версия, а вскоре появится и гибридная. А для экономии средств сборкой «леворуких» Enviro занимается по контракту местный автобусный производитель, Eldorado National.
Но вообще этот заказ — каприз местных перевозчиков? Да нет, конечно, — это знаменитые «рычаги рынка». Парковка в крупных американских городах — такая же головная боль, как и везде, да еще и стоит приличных денег. Поэтому спрос на автобусы постоянно растет. Однако их увеличение ведет к бóльшим пробкам — и потому даблдекер, который везет 86 только сидящих пассажиров (а стоять в американских автобусах не принято), гораздо выгодней обычного. Может быть, эта идея когда-нибудь придет в голову и нашим перевозчикам?