Дальше в Азию: КАМАЗы будут собирать в Узбекистане
КАМАЗ уверенно продолжает развивать свою экспортную программу. Основным направлением остаются страны СНГ и Азия. Это подтверждает и свежий договор о сотрудничестве, только что подписанный с узбекским АО «Узавтосаноат».
Согласно ему, скоро в Узбекистане начнется сборка КАМАЗов из привозных машинокомплектов, но с установкой местных надстроек, а в дальнейшем возможна и обратная поставка узбекских кузовов на головной завод в Набережных Челнах.
Интересно, что в 2015 году три главнейших экспортных рынка для шести с половиной тысяч КАМАЗов выглядели следующим образом: Казахстан (37,8%), Туркменистан (22%) и Вьетнам (11,3%). А в 2016-м Вьетнам вообще вышел на первое место.
Но проще всего с Казахстаном. Там КАМАЗы собирают еще с апреля 2001 года. Причем сначала их производили даже под собственным именем Isker, по названию казахстанской фирмы-партнера. Потом дорожки партнеров разошлись, и с 2005 года сборку в городе Кокшетау ведет непосредственно СП «КАМАЗ-Инжиниринг».
Первые КАМАЗы казахстанской сборки носили собственное имя Isker
В конце 2014 года в Азербайджане анонсировали создание СП на базе Гянджинского автомобильного завода для промсборки КАМАЗов. Однако информации о нынешнем состоянии этого производства нет.
Да и в дальнем зарубежье дела у КАМАЗа идут не так просто. Первое СП было открыто в далеком 2000 году в не менее далекой Эфиопии на базе фирмы Mesfin Industrial Engineering. Там началась было сборка бортовых машин под маркой Afro, однако после первых 330 штук дело заглохло. Похожая история произошла и в Польше с фирмой Euromet пару лет спустя.
В Эфиопии зарубежная сборка началась в 2000 году с «бортовиков» Afro-KamAZ
Из активно функционирующих у КАМАЗа остаются предприятия во Вьетнаме, Индии и Пакистане. Во всех странах удалось лишь наладить сборку «классических» моделей КАМАЗ-55111 и КАМАЗ-65115 из привозных машинокомплектов с использованием местных надстроек. А штучно машины делают еще в Иране, Колумбии и Литве.
Машины вьетнамской сборки пользуются популярностью и в соседних странах — Лаосе и Камбодже
Задачи по увеличению экспортных продаж перед КАМАЗом стоят непростые. До сих пор все модели, собираемые за рубежом, представляли из себя обычные шасси для бортовых грузовиков и самосвалов старых серий, рассчитанные на небогатых покупателей. Но в том же Узбекистане эта стратегия может и не сработать. Ведь Узавтосаноат собирает вполне современные грузовики Isuzu и MAN. О том, какие именно модели будут производиться в Узбекистане, пока ничего не известно. Но для конкуренции с именитыми компаниями успех может принести только сборка новых серий на базе «КАМАксоров».