Джаз для Серго: рассказываем историю забытых автобусов-длинномеров ЯА-2
Этих автобусов было всего два. А для рассказа о них мы отыскали в архивах Ярославля и Санкт-Петербурга материалы, которые еще не публиковались! В нашей истории будут автобусы-гиганты тридцатых, нарком Серго Орджоникидзе, который зарубил проект одной фразой, — и даже мой однофамилец кузнец Лапшин.
Девяносто лет назад, 26 января 1934 года, из Ярославля в Москву на съезд партии отправился длиннющий трехосный автобус с надписями на бортах: «Ярославский автозавод №3, автобус им. XVII партсъезда». Кстати, этому съезду был посвящен и трехосный троллейбус ЛК-3 (ЛК — Лазарь Каганович), сделанный в Москве: он был на три метра длиннее обычных и вмещал 80 пассажиров, но как-то затерялся в истории советского транспорта. Зато ярославские гиганты...
Трехосный троллейбус ЛК-3, как и ЯА-2, был посвящен XVII съезду партии
Девятого февраля того же года газета «За рулем» (была и такая газета) опубликовала рассказ «Радиоджаз в автобусе». «Шофер снял телефонную трубку, которая заменила традиционную веревку, соединяющую в автобусах и трамваях кондуктора с водителем. <...> Небольшая приемная радиостанция в передней части автобуса начала прием заграничных станций. Мы слушали джаз из Берлина и Парижа... 100-местный ЯГАЗ по количеству мест и грузоподъемности заменяет 2,5 обыкновенного автобуса ЯГАЗ, три амовских автобуса и четыре фордовских».