Джаз для Серго: рассказываем историю забытых автобусов-длинномеров ЯА-2

Фото: из архивов ЯМЗ и автобусного парка №1 Cанкт-Петербурга. Графика Михаила Чемериса | Федор Лапшин

Этих автобусов было всего два. А для рассказа о них мы отыскали в архивах Ярославля и Санкт-Петербурга материалы, которые еще не публиковались! В нашей истории будут автобусы-гиганты тридцатых, нарком Серго Орджоникидзе, который зарубил проект одной фразой, — и даже мой однофамилец кузнец Лапшин.

Девяносто лет назад, 26 января 1934 года, из Ярославля в Москву на съезд партии отправился длиннющий трехосный автобус с надписями на бортах: «Ярославский автозавод №3, автобус им. XVII партсъезда». Кстати, этому съезду был посвящен и трехосный троллейбус ЛК-3 (ЛК — Лазарь ­Каганович), сделанный в Москве: он был на три метра длиннее обычных и вмещал 80 пассажиров, но как-то затерялся в истории советского транспорта. Зато ярославские гиганты...

Трехосный троллейбус ЛК-3, как и ЯА-2, был посвящен XVII съезду партии

Девятого февраля того же года газета «За рулем» (была и такая газета) опуб­ликовала рассказ ­«Радиоджаз в автобусе». «Шофер снял телефонную трубку, которая заменила традиционную веревку, соединяющую в автобусах и трамваях кондуктора с водителем. <...> Небольшая приемная радиостанция в передней части автобуса начала прием заграничных станций. Мы слушали джаз из Берлина и Парижа... 100-местный ЯГАЗ по количеству мест и грузоподъемности заменяет 2,5 обыкновенного автобуса ЯГАЗ, три амовских автобуса и четыре фордовских».

Еще подробнее салон описывала заводская газета Автомобилист. «54 мягких стула, обитых черной кожей под бархат, большие зеркальные окна с занавесками, приятная для глаза обивка потолка желтым дерматином, два зеркала, мягкий матовый свет, точные часы. Плавный ход избавляет пассажиров от неприятных толчков. Тесноты, как это имеется в трамваях, нет. Ко всему этому надо прибавить два громкоговорящих репродуктора, мощную радиоустановку, принимающую далекие заграничные станции, и отсутствие трамвайных звонков, так как средством сообщения между кондуктором и вожатым является телефон».
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи