Гонка вооружений: устоит ли рекорд мощности нового тягача Scania с мотором V8?
Scania объявила об очередной модернизации своего дизеля V8 — последнего подобного агрегата в европейском грузовом мире. Отныне мощность его топовой версии достигает 770 л.с., а максимальный момент — 3700 Нм.
Само собой, пристальное внимание уделено экологии, а также топливной экономичности. В сочетании с обновленными коробками передач Opticruise шведы обещают экономию солярки до шести процентов. В результате масштабной работы в обновленном моторе было использовано более семидесяти новых деталей, снижено внутреннее трение, повышена степень сжатия, усовершенствована система нейтрализации отработанных газов и внедрена новая система управления двигателем (EMS).
Обновленный DC16 — последний V8 в Европе
Таким образом, Европа становится свидетелем очередного витка гонки мощностей грузовых производителей, идущей вот уже полвека с переменным успехом. В ней в разное время участвовали почти все игроки европейского рынка, от Форда до микроскопической финской Sisu. А инициатором как раз и была Scania.
В далеком 1969 году, когда обычной для грузовиков была мощность 250 «лошадей», шведская фирма представила новейшую «дальнобойную» серию 141. Она оснащалась предком нынешнего дизеля V8, имевшим 14 литров объема и развивавшим невиданную по тем временам мощность 350 л.с.
Первый магистральник Скании, бескапотный тягач LB141 1969 года
Конкуренты не дремали, но действовали постепенно. Через десять лет в гонку вступил немецкий MAN. Его машина F8 Unterflur имела двигатель с мощностью, замеренной с аптекарской точностью, — ровно 361 л.с. Необычный агрегат располагался продольно в базе машины между лонжеронами рамы. Такие рядные дизели с раздельными головками блоков были наследием знаменитой фирмы Büssing, ставшей частью компании MAN в 1971 году.
Конечно, не мог не включиться в мощностное соревнование и крупнейший европейский грузовой игрок — Mercedes. Его новый флагман семейства Powerliner получил также отлично известный у нас дизель OM422LA V8 объемом 14,3 л — в 1980 году он развивал 375 л.с.
Через пять лет первое место вновь вернула Scania, обновив свой V8 и «разогнав» его до 460 л.с. А в 1987-м чемпионом стали другие шведы, из Volvo. Тогда стартовал их флагман F16, оснащенный собственной 16,2-литровой рядной «шестеркой» TD162 мощностью 470 л.с.
Дальше? 1991-й стал годом «грузовой французской революции». На европейские маршруты вышел знаменитый Renault AE Magnum. Его 12-литровый дизель развивал 530 л.с. Секрет неожиданного появления мощного мотора у французов прост — это был американский E8, разработанный фирмой Mack, принадлежащей Renault.
Флагман Volvo F16 второй генерации до сих пор встречается на наших дорогах
Был и еще один временный победитель гонки с американским двигателем Caterpillar. В 1998 году финны из Sisu начали производство своего 630-сильного флагмана Е18 с этим дизелем. Он остался почти неизвестным в Европе, зато его рекорд продержался целых девять лет.
В свое время Renault Magnum произвел прорыв на грузовом рынке
Паузу прервал MAN: в 2007-м был представлен флагман TGX 18.680. Его V-образный 16,2-литровый двигатель выдавал 680 л.с. и максимальный крутящий момент 3000 Нм при 1100—1500 об/мин.
В программе MAN Trucks больше нет V-образных моторов
Два года спустя появляется Volvo FH16 с круглой цифрой мощности 700 л.с., но и конкуренты из Скании не сдавались: в 2011-м вершиной программы становится серия R730. Именно столько лошадиных сил имеет двигатель DC16 объемом 16,4 л.
Самый мощный Volvo FH чаще всего используют в роли тяжеловоза
На следующий же год Volvo вырывает победу обратно: шведы доводят мощность своего 16-литрового дизеля до рекордных 750 л.с. И вот теперь — вновь побеждает Scania. Кто же будет следующим?