Городские автобусы в США: начало пути
История американских городских автобусов сложна и многогранна. В ней фигурируют десятки компаний, которые объединялись и разделялись, копировали чужие продукты и покупали на них лицензии, вырастали и банкротились. А учитывая, что были они все частными, разобраться в их бескрайнем разнообразии непросто. Да и рассказ о них был бы бесконечным, поэтому остановимся на важнейших именах и событиях.
Главным производителем «транзитов» (так традиционно именуются городские бусы в США) к 1940-м годам стал концерн General Motors. Перед Второй мировой войной появился самый его известный продукт — автобус семейства TD/TG, позже получивший прозвище Old Look. Разработала его компания Yellow Coach, полностью вошедшая в концерн в 1943 году. По тем временам это была передовая конструкция: вагонная компоновка, несущий алюминиевый кузов, шестицилиндровый дизель собственного производства. Были также версии с бензиновой «шестеркой» и с электрической трансмиссией. Позже появились гидроавтомат Allison, пневмоподвеска и кондиционер. Автобус выпускался в нескольких вариантах длины, от 7,6 до 12,6 м, вместимостью 28—70 пассажиров. Интересно, что вначале ширина его кузова составляла 2,4 м, а с 1948 года появились и версии до 2,6 м.
Эта машина задала тон автобусной отрасли не только в США, но и во всем мире, включая СССР. Во многих источниках указывается, что именно этот бус был воспроизведен у нас под именем ЗИС-154.
Как часто случается, это правда и неправда одновременно. При разработке нашего автобуса было закуплено несколько американских аналогов — GM-Yellow Coach и конкурентов Mack C. Отличались они в первую очередь типами трансмиссий — гидро- и электромеханической соответственно. Двигатели у каждого из них также были собственной марки. После многочисленных испытаний (в том числе с заменой дизеля Mack карбюраторным ЗИС-120) родился симбиоз этих машин — тот самый «сто пятьдесят четвертый».
Цельнометаллический кузов повторял решения GM, при этом трансмиссия была как у машин Mack: гидроавтомата у нас еще не было, а элементы электропривода промышленность уже освоила. В итоге получился городской 9,5-метровый автобус передовой конструкции с цельнометаллическим несущим кузовом, пневмоприводом дверей и электрической трансмиссией. У него был 112-сильный двухтактный дизель ЯАЗ-204Д в заднем свесе, приводивший 50-киловаттный тяговый генератор ДК-504А, который питал электродвигатель ДК-303 с приводом на задний мост. Правда, мощности было маловато — автобусу полной массой около 12 тонн разгоняться выше 50 км/ч было тяжело. Кстати, похожим путем шли и другие страны. В частности, шведская Scania попросту купила лицензию на производство поздней версии Mack Metropol.
А в 1958 году Yellow Coach уступил место преемнику, знаменитому «аквариуму» — Fishbowl. Этот автобус, прозванный так за необычную форму лобовых стекол, отличался новым кузовом еще более стремительных форм. В программе GM он получил название New Look, из-за которого и был переименован предшественник, и стал массовым городским бусом в США (за 27 лет вышло около 44500 штук). Выпускался он в четырех вариантах по длине и двух по ширине, с разными бензиновыми и дизельными двигателями GM, ручными и гидроавтоматическими коробками передач.
У него была необычная конфигурация с поперечно установленным сзади двигателем и наклоненной под 45° к задней оси коробкой передач. Весь узел двигатель-трансмиссия-радиатор был установлен на подрамнике, что облегчало доступ и позволяло чинить автобус с минимальными задержками.
Лицензию на его производство купили многие американские конкуренты, в том числе и будущий лидер New Flyer, тогда еще канадский производитель Western Flyer. С ним же связана и таинственная история: в 1960 году на рынке появился очень похожий автобус марки Flxible — Twin Coach, союза двух знаменитых автобусных фирм. Американские историки не могут прийти к единому мнению, как это произошло, но известно, что тогдашний вице-президент GM был одновременно председателем правления Flxible. Возможно, сыграл роль еще и судебный процесс 1956 года, по которому GM обязали продавать свои компоненты конкурентам, в том числе и Flxible.
Знаменитый прыжок из «Скорости» с Сандрой Буллок за рулем
Производили Fishbowl до 1986 года, а использовали и гораздо позже. Он даже стал знаменитым в кино: сразу одиннадцать таких автобусов изобразили один в боевике «Скорость». Одновременно он стал последним заметным вкладом GM в автобусную отрасль, из которой его вытеснили другие марки.
Ну а о продолжении американской автобусной истории мы расскажем в следующих публикациях.