Грузовое обозрение: больше тысячи новых электробусов для Москвы, завод Volgabus в Хабаровске и прочее

Фото: Из архивов автора | компания Мосгортранс | фирма-производитель

Вероятно, главным событием последнего времени в сегменте пассажирского транспорта в России стало объявление о новой грядущей масштабной поставке электробусов в столицу: в 2023—2024 годах КАМАЗ поставит в столицу тысячу новых электробусов, в ближайшее время ожидается также и заключение контракта с Группой ГАЗ — еще на 200 электрических машин.

Собственно, поставок новых электробусов в Москву ожидали еще в прошлом году — но, видимо, сказались внешние обстоятельства и санкции. Сейчас же на КАМАЗе уже заявили, что полностью «импортозаместили» свои электробусы, найдя альтернативу всем санкционным компонентам, включая электропортальный мост ZF, который, скорее всего, заменен на китайский HanDe. Сообщили также, что новые КАМАЗы получат батареи увеличенной емкости, электрическое отопление в салоне, адаптивное освещение и увеличенный передний маршрутоуказатель. Как и раньше, поставка электробусов в Москву включает и сервисное обслуживание в течение 15 лет. Стоимость контракта — 63,3 млрд рублей.

Продолжает КАМАЗ отправлять и свои автобусы в регионы. Так, недавно было объявлено о поставке городских и пригородных автобусов НефАЗ в города Подмосковья. Городские низкопольники модели 5299-40-52 уже начали появляться на маршрутах — всего же их будет поставлено 80 штук: общая стоимость оценивается в 3,2 млрд рублей. Но основная часть поставки — это полунизкопольные пригородные автобусы с мягкими креслами в салонах. Таких машин в регион прибудет 329 штук — при общей стоимости чуть больше 5,7 млрд рублей. Все новые автобусы должны появиться на улицах подмосковных городов до конца 2023 года.

Прототип на этом рендере, напоминающий одновременно наш ЗИЛ Юность и немецкий Neoplan Metroliner, — будущий Волгабас из Хабаровска. Там, на территории опережающего развития, холдинг приступил к строительству нового завода. Планы грандиозные: планируется производство полного цикла городских и междугородных автобусов с объемом выпуска до тысячи машин в год. А также производство основных комплектующих, в том числе электромостов, силовых установок и элементов шасси, и открытие научно-инжинирингового центра. Инвестиции составят около 6,7 млрд рублей, из них 2,5 выделит государство.

Правда, произойдет это очень не скоро. В третьем квартале следующего года планируется сдать лишь первую очередь кластера — производственно-складской комплекс с линией сборки и зоной таможенного контроля. А на полную мощность автокластер должен выйти через восемь лет, к 2032 году.

Странный выбор места производства объясняется необходимостью обеспечить дальневосточные регионы отечественными автобусами. Впрочем, вероятнее всего, основную роль сыграла логистика: доставка комплектующих из соседнего Китая просто молниеносная. А какова будет их доля в будущих Волгабасах, покажет время.

Volvo Truck продемонстрировала очередной пример правильной расстановки акцентов. Грузовой Volvo сейчас лидер североамериканского и европейского рынков электрогрузовиков. В Северной Америке почти половина всех электрических грузовиков, проданных в 2022 году, были грузовиками этой марки, а в Европе она заняла 32% этого рынка. На сегодня поставлено более 4300 машин шести семейств Volvo в 38 стран. Звучит весомо и весьма солидно. И президент компании полон оптимизма: «Мы намерены стать катализатором электроперехода и стремимся к тому, чтобы к 2030 году половина наших глобальных продаж новых грузовиков приходилась на электромобили».

А в целом за прошлый год рынок тяжелых (полной массой более 16 тонн) электрогрузовиков  в Европе резко вырос сразу на 200%. В числах это, правда, всего 1041 единица. За тот же год одна только Volvo на своих заводах произвела более 145 000 обычных грузовиков.

Есть и еще одно но, в примечаниях: утверждение президента Volvo про продажи половины электрических грузовиков относится к статистике Евростата «Грузовые автомобильные перевозки по расстоянию», которая показывает, что почти половина всех грузовых маршрутов Европы составляет не более 300 км. Так что речь идет, видимо, по-прежнему о коммунальной, развозной и строительной технике.

Рекомендованные статьи