IAA-2016: олдтаймеры
Уже традиционно на выставке IAA в Ганновере старые грузовики выставляют в отдельном павильоне. Находится он далеко, и ввиду обилия современной техники сюда мало кто забредает. Вся экспозиция спокойно разместилась в половине одного небольшого зала, а посетителей здесь было меньше, чем сидевших в маленьком кафе владельцев раритетов.
Мы решили заполнить пробел, а заодно рассказать кое-что из истории.
Интерес к олдтаймерам падает еще и потому, что восстановленных машин не прибавляется: откуда им взяться? Все, кто хотел, уже отреставрировали любимый грузовичок своего дедушки, а старье повсеместно сдают в утиль. Тем интересней ржавый немецкий микроавтобус Gutbrod Atlas. Коробчонка, рассчитанная на восемь человек, приводилась в движение моторчиком от микролитражки Volkswagen Beetle мощностью всего-то 18 л.с. С 1950 по 1954 год их было сделано только 223 штуки. Этот экземпляр простоял полвека брошенным рядом с озером, но можно не сомневаться, что скрупулезный немец восстановит его до аутентичного состояния.
А это что за необычный грузовой Ford? Ни в одном каталоге американской марки такого грузовичка не найти. Ключ к разгадке кроется в аббревиатуре FK на капоте. Она расшифровывается как Ford Köln! В Германии до конца 60-х существовало независимое подразделение компании Ford, выпускающее грузовики. Но потом американцы решили начать поставлять в Европу свои заокеанские грузовики, и местное подразделение закрыли, а эту машинку сняли с производства. А ведь она получилась удачной. Ее грузоподъемность — 4,5 тонны, как у нашего ЗиЛа-130, только появилась она на шесть лет раньше, в 1956 году.
Еще больше интересного — в тяжелом классе. Перед нами настоящий «дальнобойщик» Mercedes-Benz L6500. Для 1936 года выпуска его дизайн очень запоминающийся. Под длиннющим капотом десятилитровый дизель, развивавший 122 л.с. Этого хватало, чтобы везти за собой 6,5 тонны груза со скоростью до 70 км/час.
Рядом — другой «носатый» красавец. Это Büssing-NAG 650 — ближайший конкурент предыдущего трака. Для нас Büssing просто очередной старый грузовик. А для Германии — один из столпов строения тяжелых машин. Впрочем, он не забыт, и напоминанием служит рычащий лев на решетках нынешних МАНов: фирма Büssing вошла в состав концерна еще в 1971 году.
Еще один немецкий классик — Krupp Titan. Мы эту марку знаем как крупного поставщика вооружений вермахта. Европейцы про нее, кажется, вообще уже забыли (кроме немногих историков и энтузиастов). А между тем именно этой компании обязан своим появлением японский Nissan Diesel с малопонятной аббревиатурой UD. Как так? А очень просто: еще до войны японская марка Minsei выкупила у своих союзников из фирмы Krupp лицензию на грузовые двигатели, очень интересные по конструкции. Это были оппозитные двухтактные дизели под общим названием Uniflow Diesel. Их-то и начали ставить на грузовики, которые в 1955 году стали Ниссанами, но несут сокращенное название UD до сих пор.
Неподалеку стоит неизвестный уже бескапотный тягач с «совком» на полуприцепе. На лбу звезда с буквой Н посередине. Марка Henschel (она выпускала и самолеты) ушла с рынка в 1969 году. А точнее, была выкуплена компанией Mercedes-Benz. И передовая по тем временам кабина этого тягача была использована новым хозяином и образовала будущую серию NG, известную и популярную во всем мире.
Эти тягачи Мерседес и МАН еще встречаются не только на наших, но и на многих дорогах мира. Но для Европы они уже раритеты, и на них приходят любоваться.
Грузовики из Восточной Европы пользуются в Западной небывалой всенародной любовью. Это при том, что ничего особенно передового в чехословацкой Шкоде и уж тем более в «гэдээровской» Ифе не было. Но их любовно сохраняют и тратят на восстановление таких машин, как эти IFA L60 и Skoda 706RT, немалые деньги.
Вероятно, самым странным экспонатом для Германии и необычным для нас оказался этот автопоезд КАМАЗ-53212 с настоящим прицепом ГКБ-82. Выпущенный в 1984 году, он успел немного поездить по Европе. Но ему повезло быть бережно восстановленным, вместо того чтобы вернуться на родину и стать там металлоломом.
Правда, его хозяева не сильно заботились об исторической подлинности. Так, на табличке указан неведомый производитель «Кама». И хромированных зеркал, ярко-синих рам и двухцветных колесных дисков на КАМАЗах никогда не было.