По фэншую: кабины Mercedes — для КАМАЗа

Фото: Google Earth | компания Daimler AG | Федор Лапшин

Наверняка многие знают, что Daimler собирается строить под Москвой завод по выпуску легковых автомобилей. Тем временем в Набережных Челнах мерседесовцы уже возводят другое предприятие: там будут делать грузовые кабины. И предназначены они в первую очередь для КАМАЗов!

В конце февраля совместное предприятие «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» («ДК РУС»), отвечающее у нас за производство и продажи грузовиков и автобусов концерна Daimler, объявило о строительстве завода кабин в Набережных Челнах — а следом белорусский МАЗ сообщил о создании своего сборочного завода во Вьетнаме. Цитируем мазовскую ­пресс-информацию: «по просьбам местного сообщества здание возводят по принципам фэншуй».

Так вот в чем секрет успешного производства! А мы-то думали, почему у наших автозаводов столько проблем... Фэншуй, видать, не тот: конвейер не в ту сторону света обращен, и золотого японского «котика счастья» ­манэки-нэко, машущего лапкой, — видали таких? — в сборочном цеху нету.

За прошедшие десятилетия КАМАЗ пытался адаптировать кабины со всего света: Sisu из Финляндии, DAF из Голландии, MAN из Германии, Shaanxi из Китая. И все безрезультатно. В 2010 году ставка была сделана на проект инжиниринговой компании DMEC из Южной Кореи, но и он не пошел — хотя ряд опытных грузовиков с такими кабинами все же построили.

Такую кабину для КАМАЗа разработала южнокорейская фирма DMEC, но проект не пошел

Сейчас на тягачи ­КАМАЗ-5490 и ряд других моделей ставят кабину от снятой с производства в Европе модели Mercedes Axor, но с самого начала было ясно, что это решение временное: кабина тесновата, вариантов в гамме ­раз-два и обчелся.

Зато вскоре все будет по фэншую: «ДК РУС» возводит в Челнах завод, где будут делать 55 тысяч каркасов кабин в год! Строят его в самом сердце камазовской промзоны, на месте, где была стоянка готовых автомобилей. Площадь будущего корпуса — впечатляющие 59600 м², запланированное число сотрудников — 790 человек. По словам финансового директора «ДК РУС» Оксаны Караховой, завод будет сверхсовременным: здесь установят сто роботов. Точные объемы инвестиций неизвестны, но они исчисляются сотнями миллионов евро.

Так будущий завод кабин «ДК РУС» выглядит сегодня

Кстати, в конце 2014 года аналогичный, но более компактный завод был открыт концерном Volvo в Калуге: в его создание вложили 90 млн евро, и он рассчитан на выпуск 15 тысяч кабин для грузовиков Volvo и Renault в год. Но эти показатели в обозримой перспективе недостижимы: в Калуге в прошлом году собрали немногим больше тысячи Volvo (Renault там пока вообще не делают) и столько же кабин изготовили.

«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» за прошлый год выпустил в Набережных Челнах хоть и больше машин, но ненамного — 1752 грузовика Mercedes. Зачем в таком случае завод, рассчитанный на выпуск аж 55 тысяч кабин? Затем что «ДК РУС», по прогнозам, будет получать лишь ­10—20% от этого объема, а ­80—90% пойдет на КАМАЗ, для установки на перспективные модели! Кстати, поставки кабин «на сторону» (на экспорт, в Германию) не планируются.

Сварка кабин на заводе грузовиков Mercedes в немецком Вёрте: обещают, что в Челнах уровень автоматизации будет схожим

В интернете ведутся дискуссии на тему того, что нам отдают кабины ­20-летней давности... Да нет же: кабины самые современные, образца 2011 года, с обозначением SFTP (Strategic Future Truck Program) — ими сейчас в Германии оснащаются магистральный Actros MP4 и строительный Arocs.

Разумеется, челнинская гамма будет не столь широкой, как немецкая: в Германии только для Актросов предназначено 11 кабин, а в Челнах будут выпускать всего пять вариантов — с двумя исполнениями по длине (S и L) и двумя по ширине (2,3 и 2,5 м). Три каркаса станут общими для «ДК РУС» и ­КАМАЗа, самая компактная «эска» будет поставляться лишь камазовцам, наиболее крупная «элька» — только на «ДК РУС». А вот наиболее просторный вариант GigaSpace с ровным полом, равно как и исполнение размера M, не предназначен для России.

Нынешняя гамма Mercedes Actros MP4: именно такие кабины (но не все) будет производить перспективный завод в Челнах. Для СП «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» они будут полнокомплектными, для КАМАЗа — в виде каркаса с металлическими компонентами

При этом кабины для Мерседесов челнинской сборки будут полнокомплектными, разве что с небольшой долей локализации. Российскими станут около 300 деталей и узлов: лобовые стекла, стеклоподъемники, уплотнители, вещевые ящики на раме и за дверями кабины, крючки для одежды — в общем, то, что, по словам мерседесовцев, покупателю неважно.

А вот КАМАЗу предназначаются лишь каркасы кабин (сваренные и окрашенные) со стальными элементами: двери, крыша, задняя стенка. Все остальное будет отличаться от мерседесовского: наружные пластиковые элементы, интерьер, включая руль и сиденья. Логично предположить, что камазовские материалы и исполнение будут более дешевыми. Такое упрощение наблюдается уже сегодня на кабинах Axor для ­КАМАЗа, куда, например, начали устанавливать российский матрас из пенополиуретана вместо родного с пружинами.

При этом надо иметь в виду, что под новыми кабинами нынешние камазовские моторы V8 просто не поместятся! Значит, туда будут ставить либо перспективные рядные двигатели, разработка которых идет при помощи компании Liebherr, либо девятилитровый и тоже рядный Cummins, производство которого в конце марта стартует в Челнах.

Конечно, старые камазовские кабины и моторы будут выпускаться еще долго: для коммунальщиков, для армии, на экспорт...

Но смотрите, что получается в перспективе. Кабина — от Мерседеса. Двигатель тоже импортный. Коробки передач — ZF, которые в Челнах производят не первый год. Задний мост наверняка также будет носить марку Daimler (такие уже ставят на камскую технику). А что останется отечественного — только рама?

Старт производства кабин в Челнах намечен на начало 2019 года. Но еще раньше, в конце 2017 — начале 2018 года, «ДК РУС» наконец-то начнет продажи тягачей Mercedes Actros MP4: их двигатель будет «дефорсирован» с ­Евро-6 до ­Евро-5. А позже СП полностью перейдет на сборку машин нового поколения — разумеется, с кабинами локального производства. 

Рекомендованные статьи