Как уникальный ЗИЛ превратился в суперэвакуатор
Встретить этот грузовик на дороге — большая удача! Внешне, впрочем, он не сильно привлекает внимание — просто внедорожный ЗИЛ привычной капотной компоновки. Разве что бросается в глаза необычное размещение осей — равномерное по длине базы. Между тем это упрощенный наследник знаменитой «Синей птицы» — комплекса для поиска и эвакуации космонавтов, о которой мы в свое время рассказывали отдельно.
История модели ЗИЛ-4972 начинается в 1990 году, когда на завод обратились чиновники Министерства гражданской авиации. Им потребовался неплавающий аналог знаменитого вездехода, менее дорогой и штучный. Проектом также заинтересовались энергетики — им такие машины были нужны для работы в глухих углах Сибири и Дальнего Востока. Позднее интерес к проекту проявило и МЧС.
Имея богатый опыт разработки различных вездеходов, специальное конструкторское бюро ЗИЛа к осени 1991 года представило техдокументацию и опытный образец. А со следующего года началось мелкосерийное производство этих машин в Балахне, на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры.
В целях унификации и снижения цены вездеход получил основные агрегаты от серийных ЗИЛов: капот и кабину от 4331, 185-сильный дизель ЗИЛ-645, девятиступенчатую механическую коробку передач ЗИЛ-4421 и кое-что из менее важных комплектующих. Рама была оригинальной, сварной из углеродистой стали, с надрамниками. А самое интересное кроется в приводе и подвеске.
Ведь у вездехода вообще нет мостов, на нем используется бортовая трансмиссия. Карданы из раздаточной коробки приводят в движение по три колеса каждого борта. В сложных условиях подключается межбортовой дифференциал, обеспечивающий одинаковую скорость вращения всех колес. Подвеска независимая, торсионная, первая и последняя пары колес управляемые, с механизмом запаздывания поворота задних колес. В результате у вездехода совершенно ровное днище и огромный дорожный просвет — 475 мм.
Оригинальной выполнена и тормозная система — с внешними дисковыми рабочими механизмами на ведущих валах бортовых редукторов средних и задних колес. Привод рабочих тормозов гидравлический, двухконтурный, а стояночного тормоза — пневматический. «Зубастые» шины размера 16.00-20 — от БРДМ.
В результате проходимость оказалась просто фантастической, особенно на влажных грунтах. По итогам разных испытаний ЗИЛ-4972 уверенно обогнал на бездорожье всех полноприводных соперников: ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-4320, КАМАЗ-4350. А на влажном рыхлом полуметровом снегу двигался увереннее даже гусеничных машин.
Дизель — стандартная зиловская «восьмерка», рулевой усилитель — от МАЗ-5336
Конечно, за эти достоинства приходилось чем-то поступаться. Так, при снаряженной массе 9680 кг грузоподъемность составляет меньше четырех тонн. А расход топлива на тяжелом бездорожье может переваливать за 200 литров солярки на сотню километров. Да и цена уникального «проходимца» оказалась под стать характеристикам — больше пятидесяти тысяч рублей в ценах 1992 года. Возможно, и поэтому тоже всего было собрано менее пятидесяти экземпляров разных модификаций: бортовых с краном, со сдвоенной кабиной и с кузовом-фургоном.
А оранжевый экземпляр на наших фото сохранился, как это часто случается, благодаря энтузиасту-одиночке. Обычный семейный парень Андрей вел привычную офисную жизнь. А в свободное время гонял по бездорожью и в качестве хобби занимался эвакуацией на старенькой «шишиге». Потом захотел чего-то помощнее, наподобие Урала, и наткнулся в интернете на описание таких ЗИЛов. И это стало его мечтой: несколько раз летал за ними по объявлениям в разные медвежьи углы. Но все выжившие машины были «уставшими», а зачастую и разукомплектованными.
Но однажды ему повезло: этот экземпляр продавал сам завод ПЗРА. ЗИЛ с кунгом был выпущен в 2002 году, но не был выкуплен заказчиком. И несколько лет просто простоял на заводе. Увидев объявление, Андрей набрал долгов, отпросился с работы и через пару дней уже гнал вездеход в Петербург своим ходом.
Иногда приходится кое-что «колхозить»: реле от легкового BMW
Хотя машина была практически новой и прошла меньше 600 километров, сказался простой несколько лет. Пришлось ее «протягивать», менять кое-что из шлангов и проводки. Да и к позднему зиловскому качеству были претензии: двигатель был собран плохо, все шпильки ослаблены, а клапаны пришлось регулировать заново. Тем не менее Андрей постепенно довел вездеход до ума и накатал на нем уже больше шестидесяти тысяч километров.
Конечно, хозяин уникальный вездеход бережет. А это непросто: уникальная конструкция требует постоянного обслуживания. К примеру, в подвеске каждого колеса по шесть резиновых втулок, которые надо регулярно проверять. На расходниках Андрей не экономит. Так, масло использует только фирменное: в двигатель — 10W-40, в коробку передач и колесные редукторы — 80W-90, в раздатку и бортовые редукторы — 75W-140.
До переделки фургона руки пока не дошли
Конечно, есть и еще одна проблема — полное отсутствие оригинальных запчастей. Еще бы, завод давно закрылся, а живых машин практически не осталось. Андрей решил вопрос кардинально: где-то в Красноярском крае купил списанное шасси от такого же ЗИЛа и использует в качестве донора.
Вездеход ЗИЛ-4972 в привычной среде обитания, на Камчатке. Снимок сделан в июле!
А вот с работой «по специальности» толком не получилось: нет для ЗИЛа клиентов. Кроме квадроцикла, никто не может залезть в такое бездорожье, где потребовалась бы помощь вездехода. Так что в основном ЗИЛ нынче стоит, лишь изредка выезжая на разные шоу.