Тяжелый люкс: рассказываем про уникальный отреставрированный автобус ЗИЛ-127

Фото: Федор Лапшин

Прожектор на лбу, алюминиевые рифленые борта в заклепках и плюшевые кресла, как у ТУ-104, — таков уникальный лайнер ЗИС/ЗИЛ-127 пятидесятых. До сих пор существовал единственный отреставрированный экземпляр, причем в Таллине, и вот наконец появился еще один, московский. Его восстановление шло пять лет, и теперь он выглядит просто фантастически!

Летом 1956 года на ВДНХ в павильоне Машиностроение (ныне Космос) вместе с другими достижениями автопрома начал экспонироваться первый советский междугородный лайнер ЗИС-127. Посетители рассматривали его хромированные
детали, сверкающую надпись «ЗИС Москва» на носу — и наверняка представляли, как помчатся на таком в другой город или на курорт...

ЗИЛ-127 на ВДНХ, 1958 г. (фото pastvu.com)

Вот что сообщала 2 декабря 1957 года газета «Вечерняя Москва» в заметке ­«Быстрее поезда» об открытии очередной междугородной автобусной линии: «Сегодня в восемь утра с площади Курского вокзала отправился в Ярославль скоростной комфортабельный автобус ЗИЛ-127 ­(завод ЗИС к тому времени был переименован в ЗИЛ. — Прим. Ф.Л.). В салоне — 32 мягких, с откидными спинками кресла. Имеются все необходимые удобства для пассажиров: хорошее отопление, вентиляция, радио, часы и прочее. Для багажа под кузовом устроены специальные люки. <...> Расстояние от ­Москвы до Ярославля, свыше 280 километров, автобус покрывает за пять часов вместе с остановками в пути. На отдельных участках он развивает 70—80 километров в час. Поезд же идет шесть часов».

Заметка из газеты «Орловская правда»

По трассе Москва — Симферополь эти экспрессы шли еще быстрее, со скоростью 90—100 км/ч, преодолевая ее за 30 часов вместо 43 часов у автобусов ­ЗИС-155. Это был, по сути, аналог знаменитых дорожных лайнеров американской компании Greyhound, которые пересекают Штаты из конца в конец.

Колесо истории сделало оборот длиной почти 68 лет, и ЗИЛ-127 снова появился на ВДНХ — только уже в соседнем с Космосом павильоне, где расположен музей ГОН, кремлевского Гаража особого назначения: за последние годы он стал еще и площадкой для ретропроектов. Собственно, сам ЗИЛ-127 настолько прекрасен и необычен, что его вполне можно назвать Автобусом особого назначения.

Здесь многое было впервые для наших серийных автобусов: привод от дизельного двигателя, двухтактного ЯАЗ-206Д (существовал городской ЗИС-154, но он был дизель-электрическим), гидроусилитель руля, взятый от львовского погрузчика, ламповый радиоприемник — модели А-5, от люксовых легковушек ЗИС-110 и ЗИМ.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи