Птенцы гнезда Грачева: рассказываем историю знаменитых «Синих птиц» и их сородичей

Фото: Константин Сорокин | Максим Чернявский | Федор Лапшин

Амфибии «Синяя птица» для поиска и эвакуации космонавтов многие видели на фотографиях, а наш Константин Сорокин — даже в рабочем процессе, в степи, куда приземлялись спускаемые аппараты. Так вот, автор «Синих птиц» — Виталий Андреевич Грачев, прославленный конструктор и бессменный руководитель специального конструкторского бюро (СКБ) ЗИЛ. Это СКБ было создано в 1954 году для разработки артиллерийских тягачей высокой проходимости — но кто бы знал тогда, что ­выйдет из его стен!

В музее ЗИЛа, что в Сокольниках, воссоздан кабинет Грачева: у стены — пианино (он прекрасно играл), на столе — документы и ежедневник с выцветшими записями, к доске прикреплена копия чертежа «Синей птицы». «Твори, выдумывай, пробуй» — таков был популярный в Советском Союзе лозунг. И Грачев с учениками творил: за свою жизнь он создал 88 образцов — один необычнее другого. Вездеходы, амфибии, снегоходы, шнекоходы и пневмоходы космического вида... Грачев опередил эпоху настолько, что автопром не мог угнаться за ним.

Впрочем, в те годы все человечество рвалось в будущее. В музее хранится старый альбом СКБ с фотокопиями и переводами зарубежных публикаций о проектах того времени: «Журнал Commercial Motor, 1955. Это, вероятно, самый необычный безрельсовый поезд (...) все его семь прицепов имеют электромоторы, приводящие каждое колесо. (...) Как прицепы сохраняют нужное направление, когда поезд делает поворот, является некоторой тайной». Я листал картонные страницы с замиранием сердца: наверняка их касался Грачев!

Его первым прототипом, построенным на московском автозаводе, стал ЗИС-Э134, четырехосный грузовик с кабиной ЗИС-151 и автобусным гидротрансформатором. Это было в августе 1955-го.

Меньше чем через год появился плавающий вариант с оригинальным оперением — по сути, прообраз «Синей птицы». В том же году Грачев построил маленький угловатый «луноход» с тремя равнорасположенными осями, а следом такую колесную формулу получил грузовик ЗИЛ-157Р. Шины-дутики, мост по центру и задние подруливающие колеса давали массу преимуществ: вездеход ехал по глубокому снегу, слабым грунтам и прекрасно маневрировал, поскольку колеса каждого борта шли практически по одной колее.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи