На просушку: где и какие ограничения действуют весной для грузовиков
«Весеннее обострение» — так называлась наша статья в АР №8, 2012: в ней рассказывалось о том, как российские власти ежегодно закрывают дороги на просушку, вводя драконовские ограничения по нагрузкам для грузовиков. Прошло семь лет — что изменилось?
Годами российские дальнобойщики стонали от временных весенних ограничений на подавляющем большинстве шоссе, включая федеральные трассы. Но Росавтодор смилостивился — и с 2018 года ограничений на «федералках» уже нет. Правда, эти магистрали связывают только крупнейшие города страны, а чтобы добраться до прочих населенных пунктов, надо съезжать на местные шоссе — и вот там проезд грузовикам, как правило, запрещен. Мало того, кое-где федеральные трассы превращаются в муниципальные, проходя через города, — и федеральных объездов этих участков до сих пор не существует.
Это не зимник, а трасса на севере Камчатки в мае! Интересно, на нее тоже распространяются ограничения?
Ну а поскольку весенние ограничения налагаются не централизованно, а местными властями, грузоперевозки превращаются в настоящий пазл, сложить части которого еще та задача. Прежде всего, разные регионы закрывают свои дороги в разные сроки, которые даже у ближайших соседей зачастую не совпадают. Так, в Омской области — с 9 апреля по 8 мая, в Красноярском крае — с 10 апреля по 16 мая, а между ними, в Новосибирской области, — с 29 апреля по 31 мая.
Да что там регионы, если в некоторых областях установили разные даты для разных дорог! Допустим, 7 мая на большинстве костромских шоссе отменят весовые запреты, а вот на подъезде к Мантурово или городу Шарья транспортников встретят запрещающие знаки — и, не исключено, инспекторы следом.
Этому автопоезду точно не страшны весенние ограничения
Подобная чехарда творится и с самими ограничениями. Многие регионы вводят почти одинаковые нагрузки на оси: для одиночной — не более шести тонн, для осей двухосной тележки — по пять тонн, трех- и четырехосной тележки — по четыре. В части областей решили не париться с расчетами и оставили лишь одно значение.
Но и тут в товарищах согласья нет: к примеру, в Ивановской и Ленинградской областях кое-где уменьшили нагрузку аж до трех тонн на ось — там даже на пустой фуре не проехать. А еще весенние нагрузки варьируются в зависимости от типов дорог и даже их конкретных участков.
Экзотическая австралийская сцепка о 12 осях отлично подошла бы для сезонных перевозок по нашим дорогам: при допустимой у нас полной массе 44 т здесь придется в среднем по 3,6 т на ось
Интересно, что в некоторых регионах ограничения не касаются международных перевозок, а вот в других — скажем, под Брянском, Владимиром, Калугой и еще в двадцати областях — «международники» попадают по полной программе. А ведь сколько производств и складов расположено не на федеральных трассах!
Справедливости ради надо сказать, что несколько регионов полностью отказались от весенних ограничений, — таких временных дорожных знаков больше не встретишь под Москвой, в Белгородской, Калининградской и Ростовской областях, в Забайкалье и Адыгее. А еще в Краснодарском крае, Крыму и на Кавказе.
А вот российский «многоног» — король перегруза! Но если возить на нем по норме, можно и проехать под весенние знаки
Ну а на какой транспорт запреты не распространяются? Это прежде всего автобусы. Еще разрешены «перевозки пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, топлива (список неодинаков по регионам. — Прим. М. Ч.), семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов». Также из перечней исключены МЧС, дорожники и военные.
Забавно, что примерно половина администраций, издавших указы, включила в список коммунальные службы, а вот остальные, видимо, забыли. Есть и местные особенности: в Карелии ограничения не касаются грузовиков-щепкорубов, а в Астраханской и Брянской областях отдельно разрешено перевозить цыплят, телят и рыбьих мальков.
Финский вариант легкого автопоезда: тягач на базе развозной модели Mercedes Atego и двухосный полуприцеп
Впрочем, список грузов, которые можно возить «под знаки», расширяется: после обращений Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) в ситуацию даже вмешалась Федеральная антимонопольная служба. В результате в перечне исключений появился забытый было, но очень важный пункт — «перевозка смазок и специальных жидкостей (охлаждающих, тормозных и т.д.)».
Однако остается открытым все тот же вопрос: что делать остальным? Можно, конечно, заранее купить пропуск, позволяющий ездить по закрытым участкам (так называемая компенсация будущего ущерба). Только это зачастую лишено смысла: плата за километр может составить, к примеру, шесть тысяч рублей. Еще можно официально оплатить перегруз, но смысла в этом еще меньше: как насчет 20 тысяч рублей за лишнюю тонну на каждую ось? Поэтому большинство перевозчиков, которым надо преодолеть закрытые на просушку дороги, традиционно выбирают третий путь — едут на свой страх и риск, а если остановят, договариваются на месте.
Это не Фотошоп: такие автопоезда встречаются в Америке. Для наших весенних дорог — самое то!
Эх, построить бы все российские дороги так, чтобы снег не сходил вместе с асфальтом, и сделать, чтобы грузовики ездили без всяких весенних ограничений! Но это уже из разряда несбыточного.
Весенние ограничения — 2019 | ||
---|---|---|
Регион | Сроки | Допустимая осевая нагрузка, т |
Центральный федеральный округ | ||
Брянская обл. | 18 марта — 16 апреля | 4 |
Владимирская обл. | 1 апреля — 30 апреля | Зависит от категории дороги |
Воронежская обл. | 21 марта — 19 апреля | 5 |
Ивановская обл. | 8 апреля — 7 мая | Зависит от участка дороги |
Калужская обл. | 1—30 апреля | Для разных участков дорог от 3 до 6 |
Костромская обл. | 8 апреля — 7 мая либо 15 апреля — 14 мая в зависимости от района | Для разных участков дорог 4 или 6 |
Курская обл. | 15 марта — 13 апреля | 6 |
Липецкая обл. | 19 марта — 17 апреля | 5 |
Орловская обл. | 29 марта — 27 апреля | 6/5/4* |
Рязанская обл. | 1 апреля — 30 апреля | Для разных участков дорог 4 или 4,5 |
Смоленская обл. | 8 апреля — 1 мая | Для разных участков дорог 3 или 5 |
Тамбовская обл. | 1 апреля — 30 апреля | 6 |
Тверская обл. | 1 апреля — 1 мая | Полная масса: для асфальтовых дорог 20, для прочих 10 |
Тульская обл. | 1 апреля — 30 апреля | 4, на трассе Тула — Новомосковск нет |
Ярославская обл. | 8 апреля — 7 мая | Зависит от участка дороги |
Северо-Западный федеральный округ | ||
Архангельская обл. | 8 апреля — 22 мая | 3,5 |
Вологодская обл. | 15 апреля — 14 мая | 6 |
Ленинградская обл. | 1 апреля — 30 апреля, в некоторых районах до 15 мая | Для асфальтовых дорог 5, для прочих 3 |
Мурманская обл. | 30 апреля — 29 мая | 6 |
Ненецкий АО | 8 апреля — 22 мая | 3,5 |
Новгородская обл. | 1 апреля — 30 апреля | Для асфальтовых дорог 5, для прочих 4,5 |
Псковская обл. | 25 марта — 23 апреля | Зависит от участка дороги |
Республика Карелия | 8 апреля — 21 мая, 10 апреля — 24 мая, 15 апреля — 29 мая, 22 апреля — 5 июня в зависимости от района | 4 |
Республика Коми | 20 апреля — 20 мая (в северных районах 3 мая — 2 июня) | Нет данных |
Южный федеральный округ | ||
Астраханская обл. | 25 марта — 23 апреля | Зависит от участка дороги |
Волгоградская обл. | 1 апреля — 30 апреля | 5 |
Республика Калмыкия | 25 марта — 25 апреля | 6/5/4* |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||
Ставропольский край | 1 апреля — 30 апреля | 5, Ставрополь — Барсуковская — 6 |
Приволжский федеральный округ | ||
Кировская обл. | 22 апреля — 21 мая | 6/5/4* |
Нижегородская обл. | 1 апреля — 30 апреля | 6 |
Оренбургская обл. | 22 марта — 20 апреля | 6 |
Пензенская обл. | 25 марта — 23 апреля | 4 |
Пермский край | 15 апреля — 14 мая или 22 апреля — 21 мая в зависимости от района | 5/4/3* |
Республика Башкортостан | 1 апреля — 30 апреля | Зависит от участка дороги |
Уфа | 26 марта — 24 апреля | 6 /5/4* |
Республика Марий Эл | 10 апреля — 9 мая | 6/5/4* |
Республика Мордовия | 1 апреля — 30 апреля | Зависит от участка дороги |
Республика Татарстан | 15 апреля — 14 мая | 6 |
Самарская обл. | 1 апреля — 30 апреля | 7 |
Саратовская обл. | 10 апреля — 10 мая | 6 |
Удмуртская Республика | 1 апреля — 30 апреля | 6 |
Ульяновская обл. | 1 апреля — 30 апреля | Зависит от участка дороги |
Чувашская Республика | 1 апреля — 30 апреля | 6/5/4* |
Уральский федеральный округ | ||
Курганская обл. | 15 апреля — 14 мая | 6, для некоторых трасс 5, для грунтовых дорог 3 |
Курган | 15 апреля — 14 мая | 5 |
Свердловская обл. | 14 апреля — 23 мая | Зависит от участка дороги |
Тюменская обл. | 15 апреля — 14 мая, для грунтовых дорог 9 апреля — 1 мая | Зависит от участка дороги |
Челябинская обл. | С 15 апреля, не дольше 30 суток | 6 |
Ямало-Ненецкий АО | 2 мая — 31 мая | 6/5/4* |
Сибирский федеральный округ | ||
Алтайский край | 10 апреля — 9 мая | 6 |
Иркутская обл. | 09 апреля — 08 мая | 6/5/4* |
Кемеровская обл. | 15 апреля — 14 мая | Зависит от участка дороги |
Красноярский край | 10 апреля — 16 мая, в некоторых районах 17 апреля — 16 мая | 6/5/4* |
Новосибирская обл. | 29 апреля — 31 мая | 5, на трассах Новосибирск — Павлодар и Новосибирск — аэропорт Толмачево нет |
Омская обл. | 9 апреля — 8 мая | Полная масса — 10 |
Республика Алтай | 1 апреля — 30 апреля | 5 |
Республика Тыва | 1 апреля — 30 апреля, на одной из трасс 18 марта — 17 апреля | Зависит от участка дороги |
Республика Хакасия | 9 апреля — 8 мая | 5 |
Томская обл. | 1 апреля — 15 мая | Зависит от участка дороги |
Дальневосточный федеральный округ | ||
Амурская обл. | 12 апреля — 11 мая | 6 |
Еврейская АО | 15 апреля — 14 мая | 5 |
Камчатский край | 8 мая — 6 июня | 7/6/5* |
Магаданская обл. | 15 мая — 13 июня | 6/5/4* |
Приморский край | 15 апреля — 14 мая | 6/5/4* |
Республика Бурятия | 15 мая — 14 июня (в северных районах 25 мая — 24 июня) | Зависит от участка дороги |
Сахалинская обл. | 16 мая — 21 июня | Зависит от участка дороги |
Хабаровский край | 1 апреля — 9 мая (в северных районах 15 апреля — 23 мая) | 6/5/4*, для дорог IV и V категории — 4 |
* Для одиночной оси/осей двухосных тележек/осей трех- и четырехосных тележек |