ГолАЗ назначен главным поставщиком автобусов для Олимпиады в Сочи: все будет хорошо?
История Голицынского автобусного завода — что синусоида: то взлет, то жесткое падение. С кем только не пыталось сотрудничать подмосковное предприятие, чтобы удержаться на плаву! Зато теперь ГолАЗ на пару с компанией Scania (она поставляет шасси) назначен главным поставщиком автобусов для Олимпиады в Сочи. Все будет хорошо?
В последние годы ГолАЗ «перебивался с хлеба на квас»: за весь прошлый год завод сделал всего 110 автобусов. Однако после того как шведская Scania и Группа ГАЗ, куда входит ГолАЗ, стали официальными поставщиками Олимпиады, завод получил контракт на шесть с лишним миллиардов рублей!
Всего завод должен поставить 709 автобусов на шасси Scania: 370 трехосных «электричек» Вояж L (включая 77, оборудованных для перевозки инвалидов), 282 двухосных Вояжа (из них — 150, где можно перевозить инвалидов) и 57 туристических лайнеров Круиз. Надо заметить, что эти модели уже присутствовали в гамме завода, только выпускались не с таким оснащением, не в таком количестве и, можем предположить, не с таким качеством.
На модернизацию производства выделили 260 млн рублей: судя по тому, как сейчас выглядят цеха, деньги потрачены не впустую. При этом теперь сборщики на каждом посту не только выполняют свои операции, но и подмечают недочеты коллег с предыдущих постов. Если брак существенный, над постом включается красный сигнал, а проблема оперативно устраняется. Каждый автобус обязательно проходит через дождевальную камеру на предмет протечек, а один экземпляр в день попадает на аудит. За каждый недочет — штрафные баллы, и если их будет больше двухсот, на доработку отправляется вся партия.
Работы аудиторам хватает: в их длиннющих «простынях» мы насчитали почти 250 видов найденных неисправностей — от «скрипа при открытии бардачка» и «дребезга панели» до «вредного касания трубопровода». А на трехцветном «циферблате» качества сварки стрелка при нас находилась не просто в желтом поле, а около красного! Впрочем, что хотеть от завода, который регулярно находился в полуобморочном состоянии? Так что за продукцией — глаз да глаз, иначе будет стыдно и перед олимпийцами, и перед Сканией.
Кстати, на ГолАЗе уже случился конфуз, только по поводу не качества, а дизайна: когда здесь построили опытный экземпляр «олимпийского» Круиза, оказалось, что он (какая неожиданность!) невероятно похож на модель Scania Touring с кузовом Higer. Да и первоначальный дизайн Вояжей — «белый кузов, черный нос» — голазовцы явно позаимствовали у Скании. Наверняка шведы сказали «пару ласковых» по этому поводу: во всяком случае «носы» олимпийских Вояжей стали белыми, а Круиз и вовсе не показали ни на презентации, ни на выставке Мир автобусов в подмосковной Коломне: мол, его облик еще формируется…
Сами Вояжи выглядят, конечно, простовато из-за угловатого кузова, но вполне аккуратно, тем более что рабочее место водителя — сканиевское. Коробки передач — роботизированные Opticruise, да еще и с ретардером, в списке оснащения — даже стабилизация ESP. Пятицилиндровые двигатели (250 и 310 л.с., Euro 4) оснащены мочевинной системой нейтрализации SCR, без системы рециркуляции EGR, так что проблем с работой на нашем топливе быть не должно.
Оба «косяка» предыдущих Вояжей, замеченные нами раньше, голазовцы исправили: солнцезащитная шторка уже не перекрывает водителю вид через зеркало заднего вида, а видеомонитор в салоне (он откидывался прямо на голову одному из пассажиров!) теперь закреплен жестко. Кстати, в салонах, помимо традиционных «аудио-видео» и климат-контроля, — беспроводной интернет Wi-Fi. Еще здесь немало систем безопасности пассажиров и водителя: в салонах по четыре видеокамеры, а у водителя видеорегистратор и «тревожная кнопка».
В общем, заказ явно пошел ГолАЗу на пользу, да и подмосковные пассажиры, которые станут ездить на этих машинах после Олимпиады (весь парк будет эксплуатировать компания Мострансавто), наверняка останутся довольны. Вопрос в другом: что ждет завод дальше, когда контракт будет выполнен?
Тем временем другой подмосковный автобусный завод — ЛиАЗ, тоже входящий в группу ГАЗ, также получил олимпийский заказ (правда, небольшой, на 30 машин) и создал очень любопытную городскую модель с двигателем Scania. Но об этом — в следующих выпусках рубрики.