«Оно» возвращается: угловатый МАЗ-131 для Африки опять пугает народ
В 2016 году подразделение Минского автозавода, занимавшееся производством пассажирской техники, выпустило модель МАЗ-131020. Угловатая машина на шасси грузовика третьего поколения с переднемоторной компоновкой напоминала все что угодно, но только не современный автобус XXI века. Разве что «вахтовку», да и то в самом бюджетном варианте.
Собственно говоря, модель и не претендовала на роль городского пижона. В соответствии с полученным ТЗ конструкторы сделали простую, надежную и выносливую машину для малоразвитых стран. Правда, белорусы перестарались в желании максимально снизить стоимость автобуса, отчего некоторые технические решения вызвали массу вопросов. В целом же получилось то, о чем просили.
Больше всего вопросов вызвала внешность. Дизайн, будто вырубленный топором, сразу производил отталкивающее впечатление. Возможно, африканцам и было бы все равно, как выглядит автобус, но машина демонстрировалась не на Черном континенте, а у себя на родине. И там этот МАЗ выглядел непривлекательным, и никакой его скрытый функционал исправить ситуацию не мог.
Собственно говоря, по совокупности факторов финал проекта был предсказуем. Единственный собранный экземпляр автобуса после завершения всех положенных испытаний остался на заводе. Некоторое время он ожидал появления хоть какого-то интереса к себе. Но в итоге, по слухам, машину просто передали сирийцам в качестве безвозмездной помощи.
Иногда о странном автобусе все же вспоминали, но скорее как о просчете маркетологов, нежели как о чем-то перспективном. Однако все очень сильно ошибались: «африканец» вернулся!
Не так давно в Сети появились фотографии машины, сделанные на мобильник. На них фигурировали сразу три автобуса без логотипов марки, но с безошибочно узнаваемым дизайном — это однозначно были МАЗ-131.
Вот так выглядело рабочее место в МАЗ-131. В SUB ничего не поменялось
Впрочем, сам МАЗ не стал комментировать, что именно изображено на снимках. Возможно, все бы так и осталось под покровом тайны, но на одной из фотографий на декоративной решетке красовался логотип «SUB». Оказывается, за сборку этих машин теперь отвечает давний партнер МАЗа — фирма Этон.
Именно с ней МАЗ недавно открыл совместное производство электротранспорта в Жодине. Мы подробно писали о предприятии, и нет никаких сомнений, что автобус сфотографирован именно в сборочном цехе. Да и обилие троллейбусов вокруг, в том числе еще нигде не показанной «гармошки» МАЗ-215Т, подтверждает производителя.
SUB полностью сохранил все параметры МАЗа: его габариты — 11470х2500х3530 мм
Судя по информации на сайте фирмы Этон, автобус SUB не что иное, как реинкарнация МАЗ-131. Та же внешность, те же габаритные и весовые параметры. Даже двигатель, 250-сильный ЯМЗ (Евро-2), и девятиступенчатая МКП, Fast Gear 9JS135TA, остались прежними.
Из изменений, которые удалось заметить на машине, — камера заднего вида и подножка под передней дверью. Как опция отмечена еще и подготовка под установку оборудования для оплаты проезда.
Здоровенный фаркоп тоже никуда не делся — автобус готов к работе в составе автопоезда
Выяснить что-то о самом производстве этих машин на Этоне пока не удалось. С равной долей вероятности это может быть и сборка модели «с нуля», и просто установка сидений и привинчивание таблички «SUB». А может, и вовсе машину, собранную на МАЗе, просто пригнали на завод для фотосессии, а реальный выпуск в Жодине начнется, только когда заказы станут массовыми.
SUB на заводе в Жодине
Но на этом фоне вспоминается российский проект с междугородным автобусом Voyager. Официально модель 628402 Voyager собиралась выпускать фирма «Сиэмтиджи Отомотив» из Нижнего Новгорода. В основе того «междугородника» лежал автобус ЛиАЗ Voyage на шасси Scania.
Но фактически весь проект напоминал фикцию с обходом санкций. Ибо вряд ли кто-то согласился бы выложить 14,6 миллиона за модель, корни которой уходят в 2010 год. Собственно говоря, отсутствие какого-либо развития проекта Voyager подтверждает эту догадку.