Оживить Ikarus: как Лапшин реанимировал автобус
В прошлом выпуске рубрики я рассказывал о том, как помогал в Санкт-Петербурге чинить ретроавтобусы, а теперь занялся тем же и в Москве. Знакомые автобусные фанаты решили поставить на ход давно списанную «гармошку» Ikarus 435, которая последний раз ездила в 2014 году. И я прибыл им на помощь...
Когда я начал искать информацию про Ikarus 435, то наткнулся на свою же заметку, опубликованную в АР №6, 2001. «На Московском предприятии Тушино-авто, где уже несколько лет собирают городские Икарусы, построили первый образец сочлененного автобуса Московит. Это копия модели Ikarus 435. <...> В отличие от «родного» Икаруса, Московит почти полностью собран из российских комплектующих — исключение составляют двигатель и мосты марки Raba. <...> На первом экземпляре установлены фары и поворотники от Волги, а задние фонари — от Москвича. <...> С правительством столицы подписан пятилетний контракт на поставку от 15 до 200 таких автобусов в год. Предполагаемая цена — $150000, тогда как Ikarus 435 c 40-процентной долей российских комплектующих, включая казанскую КПП-«автомат» Voith, обходится в $180000». Были же времена! Светотехника от Волги и Москвича, цены в долларах...
Снимок из Авторевю 2001 года: Московит на базе Икаруса-435 на Тушинском заводе
На Тушинском заводе собрали всего 31 Московит, зато полнокомплектных венгерских «гармошек» Ikarus 435 было закуплено в десять с лишним раз больше, 368 штук. От предшественников Ikarus 280 они существенно отличались и внешне, и по конструкции: двигатель не по центру под полом, а в заднем свесе, компоновка не тянущая (где передняя половинка тянет заднюю), а толкающая. И если на «двухсотых» Икарусах стояла механическая коробка передач со здоровенным рычагом, то сюда устанавливался тот самый «автомат» Voith из Казани.
Кажется, что это было вчера: Ikarus 435 на московском маршруте (фото: Wikipedia)
Эксплуатация последнего экземпляра завершилась 25 ноября 2015 года, а наша машина (она чисто венгерская) последний раз ездила в 2014-м. И с тех пор стоит на краю леса на охраняемой территории рядом с другими древними автобусами — Икарусом-280 и «луноходом» ЛиАЗ-677.
Надо сказать, что нынешний владелец Икаруса-435 заводил его (правда, давно), но с места не трогал. Поэтому машина хоть еще не стала частью пейзажа, но была близка к этому: на одном из колес свила гнездо птица!
На одном из колес птица свила гнездо
Конечно, работ по реставрации предстоит непочатый край, однако пока наша задача — чтобы этот монстр не только вновь завелся, но и поехал. Тем более что шины накачаны, нужные жидкости, включая топливо, залиты, заряженные аккумуляторы поставлены.
Идет замена стартера. Левее него и выше в мотоотсеке — гашетка «газа»