Оживить Ikarus: как Лапшин реанимировал автобус

Фото: Федор Лапшин

В прошлом выпуске рубрики я рассказывал о том, как помогал в Санкт-Петербурге чинить ретроавтобусы, а теперь занялся тем же и в Москве. Знакомые автобусные фанаты решили поставить на ход давно списанную «гармошку» Ikarus 435, которая последний раз ездила в 2014 году. И я прибыл им на помощь...

Когда я начал искать информацию про Ikarus 435, то наткнулся на свою же заметку, опубликованную в АР №6, 2001. «На Московском предприятии Тушино-авто, где уже ­несколько лет собирают городские ­Икарусы, построили первый образец сочлененного автобуса Московит. Это копия модели Ikarus 435. <...> В отличие от «родного» Икаруса, Московит почти полностью ­собран из российских комплектующих — исключение составляют двигатель и мосты марки Raba. <...> На первом экземпляре установлены фары и поворотники от Волги, а задние фонари — от ­Москвича. <...> С правительством столицы подписан ­пятилетний контракт на поставку от 15 до 200 таких автобусов в год. Предполагаемая цена — $150000, тогда как Ikarus 435 c 40-процентной долей российских комплектующих, включая казанскую ­КПП-«автомат» Voith, обходится в $180000». Были же времена! Светотехника от Волги и Москвича, цены в долларах...

Снимок из Авторевю 2001 года: Московит на базе Икаруса-435 на Тушинском заводе

На Тушинском заводе собрали всего 31 ­Московит, зато полнокомплектных венгерских «гармошек» Ikarus 435 было закуплено в десять с лишним раз больше, 368 штук. От предшественников Ikarus 280 они существенно отличались и внешне, и по конструкции: двигатель не по центру под полом, а в заднем свесе, компоновка не тянущая (где передняя половинка тянет заднюю), а толкающая. И если на «двухсотых» Икарусах стояла механическая коробка передач со здоровенным рычагом, то сюда устанавливался тот самый «автомат» Voith из Казани.

Кажется, что это было вчера: Ikarus 435 на московском маршруте (фото: Wikipedia)

Эксплуатация последнего экземпляра завершилась 25 ноября 2015 ­года, а наша машина (она чисто венгерская) ­последний раз ездила в ­2014-м. И с тех пор стоит на краю леса на охраняемой территории рядом с другими древними автобусами — Икарусом-280 и ­«луноходом» ЛиАЗ-677.

Надо сказать, что нынешний владелец ­Икаруса-435 заводил его (правда, давно), но с ­места не трогал. Поэтому машина хоть еще не стала частью пейзажа, но была близка к этому: на одном из колес свила гнездо птица!

На одном из колес птица свила гнездо

Конечно, работ по ­реставрации предстоит непочатый край, однако пока наша задача — чтобы этот монстр не только вновь завелся, но и поехал. Тем более что шины накачаны, нужные жидкости, включая топливо, залиты, заряженные аккумуляторы поставлены.

Идет замена стартера. Левее него и выше в мотоотсеке — гашетка «газа»

Когда я подъехал на ­площадку, ретроманьяки (двое из которых ­прибыли на старых Москвичах) во главе с уже знакомым читателям питерским механиком Пашей меняли стартер. К счастью, в запасе был такой же, венгерский. «Не провались сквозь пол», — предупредили меня: часть его отсутствует. Стартер расположен прямо под какой-то трубой, и, чтобы ­снять-поставить его, нужно изогнуть руку буквой зю. Прямо как в байке про мужика, рука которого неправильно срослась после перелома, зато он один мог выполнять сложную операцию на заводе. Когда мужик уходил на пенсию, руководство было готово заплатить другим рабочим большие деньги, чтобы те позволили сломать им руку нужным образом, но никто не согласился...
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи