Разряд, еще разряд! Европейские грузовые новинки на выставке IAA в Ганновере

Фото: Александр Цыпин | компании-производители | Милан Ольшанский | организаторы

В немецком Ганновере прошла крупнейшая выставка коммерческого транспорта, IAA 2024. На ней не было отбоя от электрических и водородных моделей — вот только на падающем европейском рынке автопром с его «электричками» напоминает врача с дефибриллятором, который склонился над больным: «Разряд! Еще разряд!» 

На бескрайней ганноверской выставке, территория которой сравнима с нашей ВДНХ, — сверхчистые автомобили и громкие заявления. Мол, вы не смотрите, что электрогрузовики в два с лишним (на самом деле в три) раза дороже дизельных, зато они невероятно экологичны и не требуют солярки. MAN собирается к 2030 году оснащать электроприводом половину своих грузовиков, Volvo Trucks к 2040-му — выпускать 100% продукции с нулевым выхлопом. А по прогнозам АCEA, Ассоциации европейских производителей автомобилей, в 2030-м по дорогам Европы будет бегать 230 тысяч электрических грузовиков. Электрифицирунг, декарбонизирунг унд дигитализирунг! 

Однако давайте изучим статистику. Прежде всего производители заявили о существенном падении продаж грузовиков (не электрических, а вообще всех). У Мерседеса они сократились за первое полугодие на 15% (если брать только второй квартал — на 22%), у ­МАНа — на 12%, число его заказов уменьшилось на 26%. А знаете, на сколько упал рынок тяжелых грузовиков в августе по сравнению с тем же месяцем 2023-го? На 63%! Причина — уменьшение спроса в Евросоюзе.

Падают и продажи легковушек. В августе, по сравнению с тем же периодом прошлого года, число регистраций сократилось на 18%, а в Германии — почти на 28%. С легковыми электромобилями еще круче: их продажи упали почти на 44%, и только 16% владельцев «электричек» хотят, чтобы их следующий автомобиль был на батареях. Еще не хватает точек зарядки: к 2030 году их нужно в восемь раз больше.

«Владельцам легковушек не хватает точек зарядки? ­Подержи-ка мое пиво», — вздыхает грузовой автопром. Потому что сейчас по всей Европе лишь 600 зарядных станций, рассчитанных на большие грузовики. Хотя к тому же 2030-му их должно быть... Еще недавно фигурировало число 50 000, минувшим летом Scania упоминала о 40 000, сейчас производители снизили планку до 35 000. Реально ли? 

Дело в том, что имеющиеся зарядные точки плохо подходят для грузовиков: на легковых зарядках автопоезда приходится расцеплять (иначе тягач не помещается на парковочное место), те грузовые колонки, которые существуют, находятся вдали от инфраструктуры с кафе, туалетом и т. д. Подзарядка с 20 до 80% даже от наиболее мощных, 400-киловаттных устройств с разъемом СCS2 длится полчаса — и водитель теряет время, строго расписанное европейскими нормами труда и отдыха. На фирменном мерседесовском снимке видно, что устройство вообще выдает менее 100 кВт, процесс идет уже четыре с половиной часа, и до окончания еще 146 минут. Каких-то семь часов — и тягач готов к работе...

Выходом должны стать мегаваттные зарядки — стандарта MCS и мощностью не менее 1 МВт. Прототипы уже есть (ABB, Siemens, Kempower), но кто возьмется за постройку сетей из таких станций вдоль магистралей, пока неясно. Ведь это невероятно дорого, требует очень большого подвода энергии и выделения площадей.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи