Выставка Комтранс: последняя мода «грузового» автомобилестроения
— Это что, последний писк автомобильной моды? — удивлялись посетители концертного зала в московском выставочном центре Крокус Экспо при виде фантастического грузовика у соседнего входа на выставку Комтранс. Да нет, это причуда дизайнеров. А последняя мода «грузового» автомобилестроения — не только отечественного, но и мирового, — была показана на самой выставке!
Выставка коммерческого транспорта Комтранс становится все более и более международной. Да что там — она таковой уже стала.
Не успели новые грузовики и тягачи Renault появиться во Франции, а их привезли в Москву и объявили о начале российского производства в Калуге с конца 2014 года. На соседнем стенде — впервые показанная в Европе гамма тягачей и грузовиков Volvo нового поколения: их тоже начнут производить в Калуге в следующем году. Вот новые DAF XF Euro 6 (его можно будет купить с нынешнего октября) и MAN Euro 6. Только Mercedes по-прежнему не везет в Россию новый Actros: придется нашим покупателям довольствоваться предыдущей моделью челнинской сборки!
Еще нынешний Комтранс стал первым салоном Европы, где дебютировали тяжелая серия Hyundai Xcient, новый Mercedes Sprinter и «каблучок» Ford Transit Connect.
Наконец, на выставку прибыла иностранная делегация, состоящая из журналистов — членов международных жюри Truck of the Year и Van of the Year (наше издание представляет в этих жюри Россию).
Дело в том, что именно Москва впервые стала местом торжественного награждения Грузовика года (им стал новый Volvo FH) и Фургона года (Ford Transit Connect). Если проводить аналогии со спортивным миром, это сравнимо с местом проведения Олимпиады!
Наверняка эту церемонию жюри будет проводить в Москве и впредь, чередуя Комтранс с салоном грузовиков IAA в Ганновере (он проходит по четным годам). Правда, коллеги-иностранцы жаловались на то, что все пресс-конференции на выставке — на русском языке…
Немного о российском грузовом рынке: в нынешнем году по сравнению с прошлым продажи новых тяжелых грузовиков сократились примерно на 30—35%: всего будет продано около 90 тысяч машин. Зато в 2015 и 2017 годах прогнозируется резкий скачок вверх. Так что «грузовым» производителям есть за что бороться! И есть что показать.
Экзотика
Наверняка любители грузовиков слышали об экстравагантном немецком дизайнере Луиджи Колани, который в разные десятилетия построил несколько футуристических «яйцеголовых» тягачей. В былые годы я видел эти машины, даже однажды общался с маэстро Колани. Но неужели экземпляр, показанный на Комтрансе (он прибыл в Россию еще в 2011 году), — тоже работа Колани? Ведь дизайнеру уже 85 лет!
Представители Сбербанка, рекламирующие в раздвижном кузове-офисе свои услуги, ничего не могли сказать о самом грузовике, но мы узнали, что такие «коланимобили» теперь строит Марио Марчи, владелец фирмы Marchi Mobile из австрийской Вены — «на основе дизайна Колани». Базовое шасси — DAF XF.
Машины существуют в разных вариантах и по очень разным ценам: за седельный тягач просят всего-то 355 тысяч 810 евро (заметьте: именно 810, а не 815 или, скажем, 820 евро). А невероятно роскошный жилой дом с позолоченным кузовом и выдвигающейся наверх террасой обойдется в 2,4 млн евро. Представляете, какой обычный дом можно купить за эти деньги? Видимо, цена сбербанковской машины где-то посередине. Но понятно, что подобный звездолет никто не купит для серьезной работы...
Зато показанная Scania в «очень специальной» комплектации Black Amber («Черный янтарь»), с тюнингом и росписями шведского дизайнера Свемпы, будет ходить по нашим трассам. Такой тягач, по словам представителей Скании, дороже любого серийного: между тем ключи от него на выставке получила Евгения Турутина, владелица питерской фирмы Нордленд. Ей уже принадлежат необычные Скании — Dark Diamond («Темный бриллиант»), тоже с тюнингом Свемпы, и сверхмощная 730-сильная V8. И все они возят рыбу из Норвегии!
На стенде Mercedes, в свою очередь, стоял Actros MP3 из ограниченной серии Black Liner («Черный лайнер») — но не черного, как принято, а красного цвета. «Под заказ мы можем и такое», — гордо комментировали представители СП Мерседес-Бенц Тракс Восток. А еще в страну впервые прибыл доселе невиданный у нас Mercedes Actros SLT — сверхмощный тягач для перевозки сверхтяжелых грузов. Такие машины поштучно строит не сам Mercedes, а немецкая компания Titan: мощность двигателя V8 — 653 л.с., полная масса автопоезда — до 250 т. Цена, по нашей информации, — 350 тысяч евро. Но говорят, что сертификация гиганта в России проблематична из-за нестандартного мотора.
Тягачи по-корейски
Наступление китайских магистральных тягачей на Россию бесславно провалилось, зато теперь к нам рвутся «корейцы»: на Комтрансе дебютировали сразу две модели — Hyundai Xcient и Tata Daewoo Prima.
Обе внешне похожи: двухосные, с собственными высокими кабинами, пневмоподвеской сзади, 16-ступенчатыми коробками передач ZF и седлами сцепки Jost. Но как различается исполнение!
Hyundai Xcient — первый тягач из Азии, который качеством и конструкцией напомнил нам «европейцев». Кабина, под которой стоит «родной» двигатель, установлена на четырехточечной пневмоподвеске и оснащена электроподъемником, внутри очень просторно (от пола до потолка — 1895 мм, ширина кровати — достойные 80 см) и отделка весьма качественная.
Конечно, некоторые технические решения староваты (коробка передач ZF со схемой переключения «двойное H») или непривычны (система центральной смазки Lincoln, довольно низко расположенный осушитель пневмосистемы и вывод для коробки отбора мощности, причем уже ржавый). А немецкий журналист, изучавший машину до нас, умудрился отломать ручку регулировки водительского кресла.
Кстати, к нам прибыл один из первых экземпляров (VIN заканчивается на 00028), причем из Беларуси: показанный тягач принадлежит белорусскому дистрибьютору, а машины, специально заказанные для Комтранса, не успели доставить из Владивостока. Сколько будет стоить Xсient, представители компании пока не знают: известно лишь, что «дешевле самого недорогого европейского тягача». Кстати, Xсient будет и самосвалом: на выставке стояло такое шасси.
А вот Tata Prima сделана скорее по-азиатски, нежели по-европейски: цветные прозрачные трубки-топливопроводы выглядят несерьезно, сзади столь же несерьезный защитный брус, в кабине — здоровенные стекла в задней стенке и за дверями кабины (значит, зимой тут будет дубак). Качество обивки так себе, а посреди моторного тоннеля — здоровенный холодильник, крышка которого не фиксируется, но оснащена цепочкой-ограничителем. Ее я нечаянно оторвал при фотографировании, а затем, опять же случайно, раздавил каблуком пластмассовую заглушку, вставленную в пол под ковриком. А когда засунул руку в правый вещевой ящик над лобовым стеклом, то обнаружил, что там стоит вода, явно протекшая через крышу после мойки! Да-а…
Калининградский Автотор заявляет, что с января 2014 года начнет сборку грузовиков Tata Daewoo: заявленный объем производства — до 2000 автомобилей в год, ориентировочная цена тягача — 4 млн рублей. Очень дорого! Ведь за 3,2 млн рублей можно взять куда более солидный и качественый новый Ford Cargo c мотором Iveco, а за 2,8—2,9 млн рублей — МАЗ или КАМАЗ с мерседесовскими моторами и компонентами.
Интер возвращается
Сколько было попыток начать в России продажу новых тягачей американских марок — и все оканчивались ничем! Но до сих пор инициатором была питерская фирма Гудвил Холдинг: сначала она сертифицировала пару Фрейтлайнеров (в их перегоне участвовал и я), затем собрала сотню бескапотных Интеров (тягачей International) из Бразилии, а когда проект заглох, привезла для изучения спроса новый капотный International Prostar.
И вот, два года спустя, на Комтрансе вновь сверкает боками капотный Prostar. Но Гудвил Холдинг уже ни при чем: сам International открыл представительство в центре Санкт-Петербурга и подготовил Prostar в российском исполнении. Его 430-сильный двигатель отвечает европейским нормам Euro 5, но оснащен не «мочевинной» нейтрализацией SCR, а системой рециркуляции EGR (которая, по опыту перевозчиков, крайне чувствительна к качеству топлива). Коробка передач — традиционная для «американцев» несинхронизированная. Уже известна точная цена: такой Prostar стоит у нас 147 тысяч долларов — то есть примерно 110 тысяч евро. Если добавить шесть тысяч евро, можно взять новый Volvo FH! Впрочем, у фирмы есть восемь официальных дилеров (Гудвил Холдинг уже не входит в их число) и проблем с сервисом быть не должно: в стране полно магазинов запчастей к «американцам».
На Комтрансе чуть было не показали и американский Western Star: поскольку это марка концерна Daimler, СП Мерседес-Бенц Тракс Восток решило продавать у нас такие 40-тонные карьерные самосвалы. Но самого самосвала на выставке не было, и за стойкой с эмблемой Western Star стоял автобус другого даймлеровского бренда, Setra…
MAЗ и MAN
MAN понемногу начал сборку грузовиков на давно обещанном заводе под Санкт-Петербургом: процесс запуска предприятия явно затянулся, и официальной церемонии открытия до сих пор не было.
На выставку прибыл якобы первый экземпляр питерской сборки — тягач TGS WW 6x4 для 65-тонного автопоезда. Правда, насчет того, что он самый-самый первый, есть сомнения: VIN заканчивается цифрами 00038.
«А белорусский МАЗ по-прежнему сотрудничает с МАНом?» — спрашивали нас зарубежные коллеги. Увы: фирма МАЗ-MAN по-прежнему строит грузовики, но не является совместным предприятием, поскольку пути партнеров разошлись.
Зато МАЗ вовсю дружит с Меседесом! А вот объединяться с КАМАЗом не собирается, особенно в свете последних политических событий.
Сами мазовцы вложили 35 млн долларов в переворужение производства: катафорезную обработку рам и кабин. А флагманский тягач МАЗ-5440 Простор получил массу компонентов от модели Mercedes Actros MP3. Двигатель — 435-сильный Euro 5, коробка передач — роботизированная PowerShift, с джойстиком на подлокотнике, руль с подрулевыми рычажками тоже мерседесовский. На щитке приборов впервые появился цветной дисплей борткомпьютера, в комплектацию входит климат-контроль. Емкость топливных баков — достойные 1200 литров. Вот это настоящий «СуперМАЗ»! И всего за 2,8 млн рублей.
А вот мазовский самосвал с новым 20-кубовым кузовом огорчил. Строители будут на нем выезжать на дороги общего пользования с перегрузом: по российским правилам трехосная машина может весить не больше 25 т, а здесь только груз потянет на 30 с лишним тонн. Оказывается, кузов поставили в угоду покупателям: те жалуются, что у «китайцев» кузова здоровенные, а вот у МАЗов куда меньше. Но мы категорически против подобных решений, из-за того что подобные тяжеловесы разбивают дороги, да и просто опасны. Мало нам катастроф с перегруженными «китайцами»?
Камские просторы
Камазовский стенд занимал площадь 5000 м2: уму непостижимо! Помимо видимой части стенда, где был магазин с сувенирами, камазовцы построили даже кабинеты для руководства и скрытое от посторонних взглядов кафе впечатляющих масштабов.
Зато машины на этот раз стояли просторно: главными новинками стали четыре экземпляра с кабинами и двигателями от модели Mercedes Axor и задними мостами Daimler. А вот коробки передач носят марку ZF, поскольку у камазовцев налажено их лицензионное производство. Более того, на показанном самосвале стоял даже «робот» ZF AS-Tronic с джойстиком от ДАФа! Еще камазовцы при помощи компании Intel разработали для этих машин собственную «информационно-развлекательную» систему c навигатором и сенсорным экраном.
Известны и цены: седельный тягач КАМАЗ-5490 с 428-сильным мотором Euro 5 и двумя топливными баками общей емкостью 800 л (не маловато ли?) стоит 2 млн 899 тысяч рублей, и производство таких машин начнется в октябре. За трехосный тягач 6х4 просят 3 млн 100 тысяч рублей, за бортовой 15-тонный грузовик 6х4 — 3 млн 200 тысяч рублей.
Перед пресс-конференцией журналистам раздали листочки с… заранее подготовленными вопросами и ответами. Такого мы не припомним! Но я все же взял микрофон и задал генеральному директору КАМАЗа Сергею Когогину пару собственных вопросов.
Первый: «Означает ли все увиденное, что КАМАЗ прекращает работы по собственной гамме кабин, созданной вместе с корейцами?» Оказывается, нет: начало производства машин с собственными кабинами запланировано на 2016 год. Вот только не устареют ли кабины к тому моменту?
И второй мой вопрос: «Почему дилеры КАМАЗа продолжают торговать машинами Euro 3 производства 2013 года, хотя с начала года в стране действуют нормы Euro 4? Эти машины сделаны под прошлогодние ПТС?» Как и ожидалось, Когогин ушел от ответа: мол, не знаю о таких фактах…
Если же вернуться к экспозиции, то, помимо «камазомерседесов» и метановых версий (о них — на следующих страницах), здесь дебютировали проект Каматейнер для сменных кузовов и новый пожарный КАМАЗ. Его шасси — как у гоночных КАМАЗов, элегантная надстройка из алюминия и стеклопластика — из Словакии и со швейцарским оборудованием Hyromax, которое тушит огонь «капельным методом», сиденья для пожарных — американские. Производством таких «пожарок» займется НефАЗ, план следующего года — 100 машин. Но цена впечатляет: около 8 млн рублей!
Газон Next и другие
Продажи Газелей Next набирают обороты, а тем временем газовцы оснастили той же кабиной среднетоннажный «газон»: он так и называется — Газон Next. Поневоле улыбнешься!
Грузовик остался пятитонным (грузоподъемность — 4,7 т у версии с короткой базой и 5 т у длиннобазного исполнения), но конструкция изменилась. Под капотом — либо Cummins 3.8, либо ЯМЗ-534, сцепление — Sachs, рулевой механизм интегральный, марки ZF, тормоза и спереди и сзади дисковые с немецкими компонентами, передние рессоры стали длиннее для лучшей плавности хода. Мы внесли пару предложений газовским конструкторам: в высоко поднятой кабине не хватает ручек, за которые удобно держаться при посадке, а на довольно узком и покатом стальном бампере неудобно стоять (но газовцы обещают сделать «шершавые» накладки). Производство Газонов Next начнется в следующем году, и нам по секрету назвали цену: меньше миллиона рублей!
Тем временем ГАЗ готовит массу других новинок. Среди них — цельнометаллические Газель и Соболь Next, выпуск которых начнется в 2015 году, джойстик вместо рычага коробки передач Газели и Соболя Next и новый бензиновый двигатель Evotech. Это знакомый ульяновский УМЗ, но с глубоко переработанной конструкцией: рабочий объем уменьшен с 2,9 л до 2,7 л, расход топлива снижен на 5%, обещанный ресурс — 400 тысяч км. При этом российскими будут только основные компоненты, но цена мотора не увеличится.
А в перспективе кабину от Газели Next получат капотные Уралы! «В любом случае эта кабина шире нынешней уральской», — комментируют конструкторы. Пока же Урал провел мини-рестайлинг бескапотной модели с древней лицензионной кабиной Iveco. Похоже, дизайнеров вдохновил Ford Cargo… Жаль, интерьер Урала остался прежним — устаревшим и грубым.
Да, кстати: каковы перспективы обычных Газелей и Соболей? «Мы будем выпускать их еще три— пять лет, а затем, возможно, перенесем производство в одну из стран третьего мира — например, Индию», — говорят газовцы.
Альтернатива солярке
Тенденцией нынешней выставки стало массовое появление машин, работающих на газе, причем не сжиженном, а сжатом — метане. Весеннее постановление премьер-министра Дмитрия Медведева о внедрении газового транспорта воплощается в жизнь: еще год с небольшим назад в стране было лишь около семидесяти метановых заправок (АГНКС), а теперь их уже двести! К тому же метан примерно в три раза дешевле солярки.
Неудивительно, что Iveco предлагает у нас и грузовики, работающие на метане (на стенде стоял развозной Eurocargo для перевозки воды Nestle), и даже маршрутки. КАМАЗ, в свою очередь, подготовил целую гамму: тягач, самосвал, автобус, зерновоз, мусоровоз.
Производители оперируют впечатляющими показателями: заявлено, что пассажиро-километр на метановой маршрутке Iveco Daily обойдется всего в 5,5 копейки (в два раза меньше, чем у дизельного Форда Транзит, и в четыре меньше, нежели у дизельной Газели), а владелец газового КАМАЗа за десять лет эксплуатации сэкономит на топливе ровно 6 млн 715 тысяч рублей (неужели именно столько?).
Жаль только, метановые машины дороги: за газовый самосвал КАМАЗ-6520 на выставке просили около 3,5 млн рублей, тогда как дизельный аналог на 700 тысяч рублей дешевле.
А не хотите ли заправляться электричеством? На камазовском стенде стоял прототип КАМАЗ-4308 Электро, разработанный вместе с австрийской фирмой AVL. За кабиной — швейцарские аккумуляторы, под рамой — электродвигатель. Заряжается от розетки 220 В, а потом едет… аж 60 км. Правда, конструкторы обещают довести запас хода до 120 км, но в это верится слабо, да и цена такого электромобиля явно запредельная.
Китайский базар
Китайский «грузовой» автопром на этот раз защищала только компания Dongfeng: она привезла целую гамму машин, включая пикапы, микроавтобусы и грузовички с кабиной «как у Ниссана Cabstar», но они пока не продаются. Зато на кузовах самосвалов написано «VH-Dongfeng» — бельгиец Серж Ван Хооле, известный по компании VH-DAF, теперь будет торговать у нас не только голландскими, но и китайскими грузовиками! Цена самосвала Dongfeng 6x4 типична для «китайцев» — 2,8 млн рублей.
Еще впервые в Россию прибыл Naveco Yuejin — продукт итальяно-китайского СП Naveco. Но Iveco к его продажам в России не имеет отношения: торговать машиной будут представители рязанского завода Центртранстехмаш. Да и итальянского здесь — только лицензионные дизель 2.8 и коробка передач, сделанные в Китае. Грузоподъемность шасси — около трех тонн, цена шасси без «будки» — 750 тысяч рублей.
А на одном из стендов китайских производителей запчастей разместился настоящий «ларек» по торговле светотехникой и фальшрадиаторными решетками.
В АР №14, 2013 мы рассказывали, что в Сибири проблема с фарами для американских Volvo VN: их надо заказывать из США, причем «оригинал» очень дорог, поэтому местные умельцы приспосабливают фары от Лады Приоры.
— А сколько стоит у вас фара для американского Volvo? — спрашиваем.
— Всего сорок пять долларов! Любая фара у нас стоит столько!
— Фары для нового тягача Mercedes Actros есть?
— Конечно.
— А для новейших Volvo FH, что стоят в соседнем зале?
— Разумеется! Как только выпуск какой-нибудь модели начинается в Европе, у нас сразу появляются запчасти для нее.
Вот только каково качество этой продукции? Кстати, USB-флешка с пресс-информацией, которую нам подарил Dongfeng, «разобралась» на части при первом же использовании...
ЗИЛ по имени МАЗ
«А что, ЗИЛ еще выпускает грузовики? И почему на его стенде стоит МАЗ-снегоуборщик?» — удивлялись посетители. Вкратце рассказываем. Территорию самого ЗИЛа сейчас перекраивают и перестраивают, а производство Бычков перенесли в маленький город Петровский под Смоленском.
Что касается МАЗа на стенде, то его собрал крупноузловым методом и оснастил собственным уборочным оборудованием другой филиал ЗИЛа — Смоленский автоагрегатный завод. Причем коробка передач здесь собственная, смоленская, а мосты и вовсе китайские FAW! Цена шасси — 1 млн 270 тысяч рублей, навесного оборудования — 700 тысяч рублей. Перспективы пока неизвестны: на выставке стоял экземпляр №001. Да и что будет с самим ЗИЛом и его филиалами? Как бы не оказался этот «МАЗИЛ» последним зиловским проектом…
Автобусы
Напоследок — немного об автобусах.
Группа ГАЗ продемонстрировала модели из впечатляющего «олимпийского заказа» на 709 ГолАЗов и 30 ЛиАЗов: правда, по нашим данным, у олимпийских ГолАЗов Вояж, которые уже работают в Подмосковье, хватает проблем…
Зато лайнер ГолАЗ Круиз наконец получил новый облик (и не напоминает Сканию, как это было вначале), а низкопольный ЛиАЗ с двигателем Scania и новым интерьером и вовсе не похож на предшественников! Кстати, ликинская машина получилась очень интересной — и в ближайших выпусках рубрики мы готовим подробный рассказ о ней.
В перспективе Группа ГАЗ готовится к производству унифицированной гаммы автобусов Unimax. Подробности пока неизвестны, но одна машина из перспективного модельного ряда уже существует: это ПАЗ Вектор. Вот только будет ли красивым «узкоглазое» оформление машин (его хорошо видно на дизайнерском эскизе)?
Кстати, и Волжанин СитиРитм после обновления стал «узкоглазым», похожим на автобусы уже неработающего Мичуринского автобусного завода. Показанная машина будет обслуживать Олимпиаду, а 99 СитиРитмов, только сочлененных, будут поставлены в Санкт-Петербург.
НефАЗы после рестайлинга напоминают щекастых медвежат с маленькими глазками: дизайн, конечно, тоже спорный, зато с другими марками не перепутаешь.
Разумеется, хватало на выставке и новомодных версий на метане: их привезли те же НефАЗ, Волжанин, КАвЗ... И МАЗ: на крыше низкопольного МАЗа-203 — газовые баллоны, двигатель — Mercedes, коробка передач — «автомат» Allison.
А еще на Комтрансе было немало новых фургонов и фургончиков, но о них — в следующем выпуске рубрики.