Sisu испытывает секретный броневик для Латвии
Финская компания Sisu и местное издание Auto, tekniikka ja kuljetus обнародовали первые фотографии перспективного Sisu GPT: финны разработали типичный MRAP! Эта аббревиатура расшифровывается как «бронеавтомобиль, защищенный от мин и нападений из засад».
Sisu 4x4
Sisu не первый год производит различные военные грузовики с бронированными кабинами — начиная с варианта HMTV 4х4, который напоминает ГАЗ-66 и носит прозвище MAN-Sisu, поскольку базируется на мановских агрегатах (двигатель, мосты и т.д.).
Sisu ETP 8x8
Еще более эффектны «крокодилы» ETP 8х8 и 10х10 c двигателями Caterpillar и уже на «родных» мостах: эти машины используются в качестве мостоукладчиков, систем залпового огня и т.д. Кстати, Sisu ETP стоят на вооружении не только Финляндии, но также Эстонии и Литвы, а еще на их базе выпускаются гражданские тяжеловозы.
А новый Sisu GPT сделан по заказу министерства обороны Латвии, которое объявило тендер на поставку компактных броневиков типа MRAP — интересно, для участия в каких операциях?
Заявки на первый раунд подали12 производителей, ко второму осталось семь: Paramount Group (ЮАР), Israel Aerospace (Израиль), Otokar (Турция), Sisu Auto (Финляндия), AM General (США), Oshkosh Defence (США) и UPB AS (Латвия).
Некоторые из машин этих компаний — настоящие злобные MRAP (например, Oshkosh L-ATV), но есть модели, которые откровенно устарели и обладают слабой бронезащитой (Hummer) или выглядят подобием того же Хаммера (израильский RAM).
IVECO LMV
Любопытно наличие в списке местной, латвийской, промышленной группы UPB: скорее всего, она просто займется сборкой отобранных моделей, как это в свое время делал камазовский Ремдизель со скандально известным итальянским броневиком IVECO LMV, который у нас получил официальное название Рысь, а среди специалистов — прозвище Брысь (бронированная Рысь).
Действительно, в требованиях латвийского тендера указано, что «в производстве должна быть задействована местная промышленность». Прочие требования таковы: производитель обязан обеспечить машины запчастями и провести обучение персонала, срок службы броневиков — 20 лет, должна быть предусмотрена возможность установки пулемета, обязательно наличие баллистической и минной защиты. Этим отчасти и обусловлен большой вес: хотя первоначально предполагалось, что полная масса конкурсантов не должна превышать 6,5 т, Sisu GPT весит аж 14 т (для сравнения: Рысь весит около 7 т, Тигр без вооружения на тонну тяжелее).
Как видно на фотографиях, Sisu крупнее и Тигра, и Рыси и, в отличие от них, имеет более ярко выраженное антиминное предназначение. Бронекорпус V-образный в нижней части (такая форма рассекает ударную волну), двери маленькие и наверняка фиксируются изнутри мощными ригелями — чтобы не открылись при взрыве и экипаж не получил баротравму. Днище — гладкое, как у того же Тигра, что обеспечивает отличную проходимость на бездорожье: хорошо известен нашумевший ролик, где Тигр по глубоком снегу легко уезжает от конкурентов IVECO LMV и Хаммера.
Судя по ходу подвески и рычагам (их видно на снимках), можно предположить, что подвеска независимая, а вот какой здесь силовой агрегат, остается только гадать: это, к примеру, может быть Cummins, соединенный с «автоматом» Allison.
Испытания Sisu GPT начнутся в апреле, контракт закупок рассчитан на десять лет и может быть продлен.
Тигр с 30-мм автоматической пушкой
Тем временем компания ВПК, производитель Тигра (который изначально не был рассчитан на мощный подрыв), готовит свою версию взрывозащищенного бронеавтомобиля — «новый Тигр». Но подробности пока неизвестны.