Три чистых: Mercedes показал грузовики завтрашнего дня на электричестве и водороде
Квадратиш, практиш, гут? Нет, круглиш, электриш, водородиш! Такой будет перспективная гамма тяжелых грузовиков Mercedes: ее презентация прошла в Берлине.
«Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика»: концепт с похожим обликом Mercedes показывал еще в 2014 году. Но тогда речь шла не об альтернативных источниках энергии, а об автопилоте, видеозеркалах и планшетах в кабине
Если бы не коронавирус, Daimler наверняка собрал бы на эту премьеру несколько сотен гостей со всего мира, а теперь сплошная экономия: в зале собралось полтора десятка журналистов из самой Германии (разумеется, на безопасном расстоянии друг от друга и в масках), а микрофон им протягивали словно диким зверям в вольер — на длинной палке и в одноразовом прозрачном чехольчике. Ну а всем остальным — интернет-трансляция!
Итак, будущее мерседесовских грузовиков сплошь электрическое: родоначальник гаммы, одиночный eActros с запасом хода до 250 км, был показан еще в 2018 году, а в 2021-м его начнут производить серийно. В придачу к нему Daimler готовит два тягача, которые пока получили футуристически замыленную внешность, хотя сбоку безошибочно узнается кабина нынешнего Актроса.
Слева направо: eActros, eActros LongHaul, GenH2
Первый тягач — чисто электрический eActros LongHaul. Его предполагаемый запас хода — 500 км, начало серийного производства — 2024 год. Но самое интересное — GenH2 на водороде! Его запас хода уже до 1100 км, а начало испытаний у клиентов запланировано на 2023 год.
Ставка будет делаться на сжиженный и охлажденный аж до минус 253 градусов водород: он позволяет сделать емкости компактнее и легче, а запас хода — больше. Водород хранится в двух криогенных баках по бокам рамы, каждый из которых вмещает 40 кг, а оттуда уже в разогретом и газообразном состоянии поступает в силовую установку на топливных элементах (она выдает 2х150 кВт).
Между лонжеронами рамы — высоковольтная аккумуляторная батарея на 70 кВт·ч, которая позволяет добавить еще 400 кВт во время кратковременных нагрузок (подъем в гору с грузом, обгоны). Ну а два электромотора в ведущем мосту развивают на пике по 330 кВт и 2071 Нм каждый: обещано, что тягач сможет работать в составе полноценных 40-тонных автопоездов. Кстати, для совершенствования топливных элементов Daimler даже объединил усилия с Volvo, создав совместное предприятие.
Деваться некуда: с 2030 года выбросы углекислого газа у новых грузовиков в Евросоюзе должны сократиться на 30%, а с двигателями внутреннего сгорания это уже невозможно. А потому к 2039 году Daimler собирается предлагать в Европе, США и Японии только «CO₂-neutral transport» — «транспорт без выброса углекислого газа».
Процесс уже не остановить — и остается лишь напевать, глядя на все это: «И уносят меня, и уносят меня в безуглекислую даль три чистых коня, эх, три чистых коня — eActros, LongHaul, GenH2!» Надеемся, что серийные тягачи будут хотя бы покрасивее, чем нынешние безглазые рыбы...
Из выхлопной трубы тягача на водороде будет выходить только водяной пар