ТуркоМАНы: мы побывали на турецком автобусном заводе марки MAN

Фото: компания MAN | Петр Грибачев

Вообще-то туркоманы (так называют определенные тюркские народы) в самой Турции не живут. Но это слово отлично подходит автобусам MAN и Neoplan турецкого производства: я посетил завод в Анкаре, где их делают, и побывал в роли пассажира.

В Турции неспокойно. На улицах полно полицейских, а на пересадке в Стамбуле у меня изъяли рулетку, которая облетела в рюкзаке полмира. На входе в гостиницы и супермаркеты — вооруженная охрана, металлодетекторы и сканеры, въезд на территорию мановского завода охраняют автоматчики...

Изначально, с 1985 года, здесь делали грузовики, в девяностых к ним присоединились автобусы, а затем предприятие перешло на выпуск исключительно пассажирских машин. Причем в самой Германии автобусы MAN и Neoplan (обе марки входят в концерн MAN, а тот, в свою очередь, принадлежит концерну Volkswagen) уже давно не выпускают: в Польше делают городские автобусы, в Турции — самые разные, в том числе все без исключения туристические.

Тут примерно 2300 рабочих, однако выпускают они всего 16 автобусов в день: доля ручного труда высока, а производственный процесс — долгий и трудоемкий. Сначала из профилей (их завозят из Европы) варят каркас, потом обшивают его стальными листами турецкого производства, «купают» в катафорезных ваннах, окрашивают и отправляют на линию финальной сборки. Весь процесс занимает пару недель: не сравнить со сборкой грузовиков!

Теперь — о самих автобусах. Каковы они с точки зрения водителя, рассказывал Федор Лапшин в прошлогодних «Заметках бусфарера», а ощущения пассажира таковы.

Из аэропорта меня с другими журналистами вез Neoplan Cityliner: такой, только с кожаными креслами и ярко раскрашенный, прошлой осенью получила российская сборная по футболу, а наш белый лайнер оказался в довольно простой комплектации — с тканевой обивкой сидений и полом «под ламинат». Сидеть здесь удобно, на багажные полки поместились даже объемные вещи, а вот уровень шума мог быть и поменьше: мановский двигатель отлично слышно даже в середине салона, а климат-контроль гудит, как пылесос. И еще: поскольку из-за эффектно скошенной передней части кузова зеркала висят очень низко, я неслабо приложился головой об одно из них, обходя автобус. Не хватало еще таких «непроизводственных травм» у наших футболистов!

Neoplan Cityliner

Садясь в ярко-зеленый двухэтажник Neoplan Skyliner, я вновь умудрился стукнуться головой — на этот раз о низкий потолок второго этажа. Но как же здесь уютно: двигателя сверху не слышно, а обзор просто панорамный — так бы ехал и ехал, покачиваясь на мягкой подвеске.

Если Neoplan — это нечто вроде Audi среди автобусов, то MAN — аналог марки Volkswagen, и тут для нас актуален MAN Lion’s Coach. У нас его уже брали небольшими партиями (к примеру, четыре единицы приобрел хоккейный клуб Динамо), а недавно столичный Мосгортранс заказал сразу 143 лайнера.

Лайнеры MAN Lion’s Coach вскоре появятся в Москве в раскраске Мосгортранса

Но ведь закупки иномарок для муниципальных перевозок в России под запретом! Именно так — по постановлению Правительства РФ №656 от июля 2014 года. Однако у Мосгортранса существует филиал, который организует заказные перевозки на туристических автобусах: там уже довольно давно эксплуатируют лайнеры Setra, а теперь к ним присоединятся и МАНы. Судя по информации на сайте госзакупок, контракт должен быть выполнен до середины нынешнего апреля, а его общая сумма — 3 769 266 889 рублей и 96 копеек; значит, каждый экземпляр обошелся Москве примерно в 26,4 млн рублей.

Эргономика места водителя на высоте

Ощущения от поездки на таком автобусе, собранном совсем недавно, остались двоякие: с одной стороны, сидеть тут так же удобно, как и в Неопланах, но стоило тронуться с места, как в нос ударил запах нового пластика, подогретого на солнце, и включение вентиляции (здесь она тоже гудит неслабо) лишь усугубило «химическую атаку». Не ожидал такого от лайнера европейской марки!

По данным МАНа, в прошлом году в России было продано около 7600 автобусов полной массой более восьми тонн и «большая семерка» европейских производителей занимает здесь крайне скромное место: зарегистрировано всего 190 новых экземпляров, из них сотня — марок MAN и Neoplan. Надеяться на сохранение продаж в тех же объемах вряд ли стоит: сначала повысились ставки утильсбора (они, если считать «в лоб», добавляют к цене больших автобусов почти миллион рублей), а теперь еще и взлетел курс валют. Но Мосгортранс успел проскочить до всего этого — прямо как в 2013 году, когда в столицу пришла первая и единственная партия из ста городских автобусов Mercedes Conecto, опять же турецкого производства.

Рынок новых автобусов* в России

* Полной массой более 8 т

Так что экскурсантов, гостей различных мероприятий и т.д. в столице скоро станут возить новые ­«туркоМАНы» — кстати, час аренды аналогичного лайнера Setra стоит 3200—3350 рублей в зависимости от модификации, а минимальное время заказа — шесть часов. Если перевозки на МАНах будут стоить столько же, то за три—четыре года автобусы себя окупят. А там, глядишь, и ситуация на рынке изменится.   

Рекомендованные статьи