В мире старых пазиков: что происходит в России с пассажирским транспортом на селе
Типичная зарисовка из жизни обитателя мегаполиса в России. Многоэтажка, остановка в паре шагов от подъезда, ожидание не больше десяти минут — и вот подъезжает автобус. Для доступа в низкопольный салон достаточно одного шага, в салоне работает кондиционер, а проезд легко оплатить транспортной или банковской картой.
Электробусы и даже просто низкопольные автобусы работают в основном в крупных городах — до малых населенных пунктов такая техника добирается редко
Альтернативная картина. Асфальт на дороге в деревню так и не положили, главная улица скользкая и грязная после недавнего дождика. Но надо собираться: если не успеть на сегодняшний автобус, следующий будет через два дня. Идти неблизко — лес, лужи, поле, слепни, и вот наконец-то впереди столбик с буквой «А». Расписания нет, но люди ждут — значит, автобуса еще не было. Еще полчаса на жаре, и из-за поворота выползает старенький пазик — грохочет и дымит мотором, загружает пассажиров и неспешно отправляется в сторону райцентра…
Классический ПАЗ-3205 — типичный представитель сельского пассажирского транспорта
В России все больше внимания уделяется городскому транспорту — важные шаги в этом направлении предпринимаются на федеральном уровне. К примеру, одна только «Комплексная программа модернизации пассажирского транспорта городских агломераций» оценивается в гигантские 5,3 триллиона рублей, которые предполагается выделить до 2030 года! Она должна охватить 105 городских объединений (420 городов), численность каждого из которых больше миллиона человек. Сроки реализации — до 2030 года, цели — обновление до 75% парков подвижного состава и инфраструктуры для него. Из федерального бюджета выделяется около 760 млрд рублей, остальные средства — от субъектов, субсидий и инвесторов. Предполагается в том числе и организация концессий. Звучит внушительно, но как все это будет выглядеть на практике — пока непонятно.