ВMC Tugra — лучший из грузовых «турок»? Знакомимся с моделью
После рассказа о грузовом транспорте на дорогах Турции читатели попросили подробно рассазать о новой серии BMC Tugra. Спрашивали — отвечаем: я подробно знакомился с этими машинами еще на выставке IAA 2018 в Ганновере, где они были представлены.
Итак, BMC расшифровывается как British Motor Corporation, но это отголосок былых времен: в момент основания компании в 1964 году 26% ее акций принадлежали британцам, но в 1989 году турки выкупили компанию. Сейчас 51% акций принадлежит турецким предпринимателям, а 49% — кому бы вы думали? — оборонному комитету Вооруженных сил Катара. Действительно, военная продукция составляет немалую долю производственной программы (здесь делают даже танки Altay, названные по фамилии генерала). Немало и гражданских машин — автобусов и грузовиков.
Tugra в переводе — «печать хана» или султана. Необычные не только название, но и облик, причем кабина собственная: ее создало небольшое турецко-бельгийско-китайское (вот это смесь!) ателье DesignUM. Среди его разработок — модная кофемолка, детская мебель, аэродромный автобус BMC... И Tugra. Правда, на сайте DesignUM написано, что информация об этой модели должна скоро появиться — хотя машине уже три с лишним года!
Невооруженным глазом видно, где дизайнеры черпали вдохновение: в профиль Tugra напоминает Сканию (причем давно снятую с производства, четвертой серии), а передняя панель в кабине похожа на таковую у машин IVECO Stralis! Громоздкая консоль уголком, ручник почти на том же месте... Только пластик заметно проще.
А вот двигатели наиболее мощных машин оригинальные ивековские: это Cursor 11 Евро-6 мощностью 460 л.с. На менее тяжелых шасси с кабинами стоит Cummins 6.7 (от 290 л.с.). Коробки передач — ZF: у грузовиков «механика», у тягачей «робот» TraXon. Передние оси турецкого производства, задние — Meritor, правда, с большим для тягачей передаточным числом, 3,08. Хотя у современных «европейцев» и даже у КАМАЗа К5 оно равно двум с копейками, что обеспечивает низкие обороты и экономичность!
Аккумуляторы у тягачей расположены сзади
Комплектация (как минимум выставочных экземпляров) неплохая: есть кондиционер, холодильник, круиз-контроль, даже системы автоторможения и контроля полосы. По заказу — второй бак, трансмиссионный тормоз-интардер, подогрев водительского сиденья, электроподъемник кабины и информационно-диспетчерская система. Но вот громоздкая и не очень аккуратно выполненная система очистки выхлопных газов удивила: так делают кое-где в Китае, но никак не в Европе!
К тому же создать машины — полдела, надо еще их продавать. Объемы реализации модели Tugra в самой Турции неизвестны, но за два дня на дорогах вокруг Стамбула мне не встретилось ни одной такой машины, да и прежняя модель BMC Professional попадается нечасто. Турецкий грузовой парк обновляется медленно: лишь 15% машин — в возрасте до пяти лет, а вот 51% — от 11 лет и старше.
Интересно, что на интернет-площадках нашлось несколько объявлений о продаже машин Tugra в Европе: в Нидерландах предлагают новые самосвалы и бетономешалки (за бетономешалку просят относительно немного, 99 тысяч евро), а в Испании — даже тягачи (всего 86 тысяч евро). И то и другое — через небольших продавцов. Но чтобы всерьез выходить на рынки других стран, прежде всего европейских, нужна мощная сервисно-сбытовая сеть: дилеры, официальные сервисы, финансирование, маркетинг...
Ford F-Max тоже выпускается в Турции, но он гораздо более "европейский" по конструкции и, в отличие от BMC, активно предлагается в европейских странах
Но то, что может турецкий Ford (его новая модель F-Max была представлена в Германии тогда же, в 2018 году, а теперь официально продается и во Франции, и в Германии, не говоря о Восточной Европе и России), другим местным компаниям пока не под силу. Или просто не нужно.