Между Европой и Азией: изучаем грузовики на дорогах Турции
Недавно я рассказывал про знакомство с электрическими фургонами Ford Transit, которые выпускают под Стамбулом. А поскольку провел там два дня, то поснимал и местный грузовой транспорт. Увы, он становится все более однообразным: на смену локальным и зачастую экзотическим маркам приходят стандартные «европейцы». И все же непривычные нашему глазу грузовики еще есть!
Типичный Ford Cargo из девяностых
Среди «местных» больше всего, конечно же, Фордов местного производства: Ford Otosan еще в 1983 году начал здесь сборку грузовиков Cargo английского образца, но, естественно, леворульных — и делал их до 2002-го, пока не разработал хорошо известную и у нас собственную модель с округлой кабиной и круглыми же глазками-фарами. Она, только с рестайлингом, выпускается по сей день.
Ford Cargo, выпущенный в 2002—2007 годах, с задней тележкой tridem
Большие Форды здесь, как правило, не седельные тягачи, а именно грузовики с бортовыми кузовами, мешковидными тентами, а иногда и трехосными тележками tridem сзади. Поскольку легальная полная масса четырехосных грузовиков равна 32 т против 25 т у трехосных машин, четырехосники весьма популярны здесь.
А раз так, то турецкие перевозчики заказывают и машины из Европы с четырьмя осями (и их расположением либо 2+2, либо 1+3) — это чаще всего Скании, но бывают и другие марки
Самосвал Mercedes SK местной сборки
Местных грузовых Мерседесов (их делают рядом с Каппадокией, в Аксарае) старых серий тут не особо много — это, как правило, грузовики SK: в Европе их делали до 1996 года, пока не появился Actros, в Аксарае еще некоторое время после этого. Кстати, завод в Аксарае пашет вовсю: только в 2020 году там сделали 13 тысяч грузовых Мерседесов, причем восемь из десяти экземпляров уходят на экспорт в неевропейские страны.
Раз зашла речь о строительных машинах, нельзя не упомянуть Dodge, они же Fargo, они же DeSoto: аутентичные носатые грузовики, похожие на наши ЗИЛы, выпускали сразу под тремя американскими марками на заводе Askam недалеко от Стамбула. Американские корни объясняются просто: кабины (образца 1964 года!) изначально разработал Chrysler.
В 2015 году Askam обанкротился и закрылся — правда, перед этим турки хотели наладить кооперацию с китайским производителем SinoTruk, но из этого ничего не вышло. Удивительное совпадение: ЗИЛ тоже пытался собирать грузовики SinoTruk и прекратил существование примерно в то же время...
Askam делал и бескапотные грузовики. Сначала выпускались машины с восьмилитровыми дизелями Perkins, а в 2004 году появилась серия Hi-Ex с мановскими компонентами: двигателем MAN D0836 и узкой кабиной от легкой серии L2000, которой в Турции приделали «спальник» и высокую крышу.
BMC Professional
Марка, которая существует, но встречается редко — BMC: за два дня я не увидел ни одного старого желтого бескапотника Fatih, зато нет-нет да и попадались более современные машины Professional, над дизайном которых, как утверждается, работала итальянская Pininfarina. В свое время на одном из зарубежных автосалонов я сидел в кабине такого грузовика — уж больно она тесная!
Немного об особенностях национальных грузоперевозок: часто турки не заботятся о надежном креплении груза, а перегрузы вместе с древностью конструкции приводят к поломкам.
Что случилось с автопоездом на фотографии внизу — можно только гадать, но, скорее всего, водитель заснул и выехал в кювет, огражденный отбойниками. Их наличие — большое дело: машина разбила переднюю часть, но не вылетела на встречку.
Вывод таков: пока грузовой транспорт Турции находится аккурат между Европой и Азией. Здешние марки и нормативы становятся все более интернациональными, а вот привычки, менталитет да и традиционные старые грузовики... Конечно, это не Индия или Афганистан. Но пока и не Западная Европа!
P.S. А это просто вазовская «семерка» на чьем-то дачном участке под Стамбулом