Желтые двухэтажки: история берлинских доппельдеккеров

Фото: Из архивов автора

Для любителей пассажирского транспорта Берлин стоит особняком. Среди разнообразных автобусов здесь есть «самые-самые» в континентальной Европе: трехосные и двухэтажные. Правда, единично доппельдеккеры можно встретить и в других городах, но только в столице Германии они водятся массово и давно.

История двухэтажных берлинских «бусов» насчитывает почти сто лет (она началась в 1925 году). Именно тогда на маршруты вышел первый 50-местный двухэтажник Büssing-NAG D2 с 87-сильным бензиновым двигателем Maybach. Эти автобусы с самого начала ходили по центральным улицам, где пассажирский поток был особенно обширным.

Довоенный берлинский доппельдеккер D3 и сейчас выглядит огромным. Учитывая, что задняя ось неповоротная, представьте, каково на нем было маневрировать

В 1929 году появился огромный одиннадцатиметровый трехосный Büssing D3 с габаритной шириной 2,5 м (вместо 2,3 у предшественника). Количество сидячих мест увеличилось до 60. А в 1934-м, когда Берлин готовился к наплыву гостей Олимпиады 1936 года, эти машины изменились качественно. Во-первых, они сменили двигатели на собственные дизели, во-вторых, деревянный каркас кузова — на стальной. Таких обновленных Бюссингов сделано было 163 штуки. В то же время тендер еще на 200 аналогичных двухэтажников (по имени D38) выиграл Mercedes-Benz. Это была единственная поставка Берлину двухэтажных автобусов с трехлучевой звездой за всю историю. Последующие берлинские доппельдеккеры несли лишь две марки: все ту же Büssing и после ее присоединения к концерну MAN эмблему последнего.

Конечно, с послевоенного времени все они были двухосными и бескапотными. Общими были и основные элементы: дизель заднего расположения, с 1973 года — коробка-«автомат», типовой кузов местного ателье Waggon Union, особая желтая расцветка. Пик выпуска пришелся на 1980-е годы, когда было собрано около тысячи двухэтажников MAN SD200. Именно они стали визитной карточкой Берлина, а списанные возят туристов до сих пор во многих странах, включая и Россию. Интересно, что у нас в 1990-х были попытки использовать их на регулярных маршрутах как минимум в Санкт-Петербурге и Барнауле.

Классические MAN SD200 еще можно встретить и в Берлине, но только в качестве прогулочных, с брезентовой крышей

Эпохальным автобусом стал последний на сегодняшний момент MAN Lion’s City DD, появившийся в 2004 году. Он носит сразу несколько внутренних обозначений (MAN A39, MAN DL, MAN ND313-353) и местное прозвище Большой желтый. Трехосная машина длиной 13,7 м с подруливающим задним мостом весит 17 тонн и рассчитана на 129 пассажиров (29+55 сидячих мест и 45 стоячих). Интересно, что автобус имеет нестандартную высоту — 4060 мм. В зависимости от года выпуска он оснащен различными поколениями 12-литровых дизелей мощностью 310 л.с. и двумя типами коробок Voith, естественно автоматическими.

Современные доппельдеккеры А39 массово встречаются в центре Берлина, на маршрутах 100 и 200

На сегодняшний день в берлинском парке насчитывается 414 таких автобусов, ценой примерно по 425 тысяч евро за штуку. С прошлого года их постепенно стали капиталить. Но поскольку эти автобусы нестандартные и потому дорогие, муниципалитет Берлина впервые в истории начал испытывать двухэтажники конкурентов.

В будущем Желтых Львов могут сменить не такие впечатляющие, но более дешевые двухэтажники

Пока в городе можно встретить по одному двухосному Scania Citywide и VDL Citea и трехосный английский Dennis Enviro. Так что, возможно, через несколько лет давняя традиция нарушится — и на берлинских улицах появятся двухэтажники не местного производства.

Рекомендованные статьи