История московских троллейбусов-гигантов — из Англии и Ярославля

Фото: Фото из архивов авторов и ЯМЗ

Хорошо, когда старая машина есть «живьем». А если от нее остались только фотографии, пожелтевшие документы и модель в заводском музее? Таковы и двухэтажные троллейбусы, которые ходили по Москве в тридцатых—сороковых годах прошлого века. Мы побывали на Ярославском моторном заводе, где сделали этих гигантов, — и многое публикуем впервые!

Я давно собирался рассказать про московские двухэтажные троллейбусы, но тогда отложил эту идею и правильно сделал. Потому что недавно двухэтажниками заболел наш дизайнер Михаил Чемерис, а вслед за ним ­волей-неволей и я.

Публикаций на эту тему немало, но нам-то хотелось написать свою историю! В итоге Михаил больше года собирал информацию: искал ее в интернет-библиотеках Москвы и Лондона, побывал в Центральном государственном архиве столицы, даже выписал из Великобритании справочник «Двухэтажные троллейбусы мира» и приобрел старый номер газеты «Правда».

Видя, что дело приняло серьезный оборот, я подключился к процессу — и вот мы уже сходим с поезда в Ярославле. Ведь двухэтажники построили на Ярославском моторном заводе: прежде он назывался ЯАЗ, «автомобильный», а еще раньше ЯГАЗ, «государственный автомобильный». Документы с упоминаниями об этих троллейбусах сохранились и в архиве Ярославской области (его мы тоже посетили), и на самом ЯМЗе. А в заводском музее есть модель двухэтажника, и под ней — кадр из фильма «Подкидыш» 1939 года.

Даже те, кто не смотрел это кино, наверняка слышали фразу Фаины Раневской из него: «Муля, не нервируй меня!» Затем Раневская вместе с супругом Мулей и потерявшейся девочкой переходит непривычно пустынную улицу Горького, где на заднем плане проплывает роскошный двухпалубник — трехцветный, с блестящими колпаками на колесах и номером 1007 на заднем борту. Такие машины засветились еще в двух художественных фильмах, послевоенных, — это «Весна», где мы видим сразу три даблдекера (double-decker в переводе с английского — «двухпалубный»), и «Счастливый рейс»: там из задней двери троллейбуса свисает пассажир.

Всего же машин, о которых пойдет речь, было... Кто сказал «десять»? Действительно, столько сделал ЯГАЗ, но существовали еще два английских образца — ­одноэтажный и двухэтажный. Все они работали чуть больше десяти лет, причем с подачи Никиты Хрущева ходит байка, что движение двухэтажников прекратили по желанию Сталина. Якобы увидал он такого гиганта и поинтересовался — не перевернется ли? Ну, от греха подальше машины и списали. Но это, повторим, легенда, а мы будем оперировать исключительно фактами.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи