Напомним, что, согласно Правилам дорожного движения (ПДД), «остановка» - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. А «стоянка» - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Новые штрафы за нарушение правил остановки и стоянки указаны в подписях к иллюстрациям.
300 → 2000 руб. (Москва С.-Петербург → 3000 руб.) Статья 12.19.4 (в Москве и Питере — 12.19.6) наказывает за любое нарушение правил остановки и стоянки, из-за которого возникли препятствия для других участников движения. Согласно ПДД, препятствие — это «неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе». По этой же статье водитель наказывается за остановку или стоянку в тоннеле (кроме вынужденной). За нарушение в каждом из случаев, как и прежде, грозит не только штраф, но и эвакуация транспортного средства
300 → 1500 руб. (Москва С.-Петербург → 3000 руб.)По статье 12.17.11 (В Москве и Питере — 12.17.12) теперь наказывают за выезд на выделенную для общественного транспорта полосу и остановку на ней. Если это не создало проблем для автобусов и троллейбусов, штраф составит 1500 рублей, но если помешало их движению, нарушение будет рассмотрено по ст. 12.19.4 и «оценено» в 2000 рублей. При этом для посадки и высадки пассажиров машинам выезжать на выделенную полосу можно, но только на остановках общественного транспорта. Кстати, в Департаменте транспорта Москвы нам сообщили, что выделенные полосы на шоссе Энтузиастов, Звенигородском, Дмитровском, Ленинградском шоссе и Ленинском проспекте все еще не работают, несмотря на установленные знаки и разметку
С 1 июля изменится и еще одна важная статья Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) - пункт 27.13 «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации». Теперь инспекторы дорожно-патрульной службы (ДПС) вновь получили право снимать номера за неправильно затонированные стекла! Прежде за это грозил лишь штраф в 500 рублей. Напомним, что по техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» светопропускная способность передних боковых и лобового стекол должна быть не менее 70%. Проверить степень тонировки инспекторы имеют право в любой момент, но только с помощью специальных приборов - на каждый из них должен быть сертификат, а проведение измерений возможно лишь при требуемых погодных условиях (температура и влажность).
100 → 1500 руб. (Москва С.-Петербург → 3000 руб.) Статья 12.19.32 (в Москве и Питере — 12.19.6) предусматривает наказание за остановку или стоянку на трамвайных путях, а также вторым и третьим рядом на дороге, если это не является препятствием для других автомобилей. Теперь за такое нарушение будут еще и эвакуировать машину, а если по вашей вине на время прекратилось движение трамваев, придется, как и раньше, выплачивать компенсацию в пользу транспортной компании
100 → 1000 руб. (Москва С.-Петербург → 3000 руб.)За стоянку ближе 15 м от остановки общественного транспорта наказывают по статье 12.19.31 (в Москве и Питере — 12.19.6). Расстояние отмеряется от границ желтой зигзагообразной разметки 1.17, а если ее нет — от знаков 5.16 «Место остановки автобуса и/или троллейбуса». Интересно, что останавливаться для посадки и высадки пассажиров можно на неограниченное время
Другое нововведение касается эвакуации. До 1 июля этого года в случаях неправильной парковки она применялась только при нарушениях по статье 12.19.4 (неправильная парковка, создавшая препятствия движению других автомобилей) - теперь же эвакуировать машину могут и за парковку на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, вторым рядом и даже при простом нарушении требований знаков и разметки, регулирующих остановку и стоянку.
300 → 1000 руб. (Москва С.-Петербург → 3000 руб.) По статье 12.19.3 (в Москве и Питере — 12.19.6) наказывают за стоянку на пешеходном переходе или ближе чем в пяти метрах до него, при этом за точку отсчета принимается «зебра», а в ее отсутствие — знак пешеходного перехода. По этой же статье будут наказаны те, кто нарушил правила остановки и стоянки на тротуаре: ставить там автомобили можно лишь при наличии соответствующих знаков и именно так, как они это предписывают. Если знак говорит о том, что автомобиль нужно ставить на тротуаре вдоль проезжей части, а вы поставили его поперек или под углом, то, как и в случае с «зеброй», готовьтесь к штрафу и возможной эвакуации автомобиля
100 → 300 руб. (Москва С.-Петербург → 3000 руб.)За нарушение «базовых» правил остановки и стоянки, прописанных в пункте 12 ПДД, наказывают по статье 12.19.1 (в Москве и Питере — по ст. 12.19.5). Даже если на дороге отсутствуют какие-либо запрещающие или предписывающие знаки, то остановиться или припарковаться можно не ближе чем в пяти метрах от пересечения проезжих частей, а вблизи поворота автомобиль должен быть виден другим участникам дорожного движения не менее чем за 100 метров. Также нельзя припаркованной машиной загораживать дорожные знаки и светофоры. На Т-образных перекрестках машину можно ставить напротив бокового проезда, если на перекрестке есть сплошная линия разметки, а расстояние от нее до машины больше трех метров. Важный нюанс — правила «по умолчанию» предписывают ставить машину вдоль тротуара. Поставить машину «елочкой» или перпендикулярно дороге можно лишь там, где есть соответствующие знаки или разметка. Эвакуации машины в данном случае можно не бояться
Изменится и порядок оплаты эвакуации. Раньше его определяли Правила задержания транспортных средств, которые были приняты Постановлением правительства №759 еще в 2003 году - они ссылались на часть 5 статьи 27.13. В 2008 году порядок изменился - эвакуация и первые сутки хранения автомобиля на спецстоянке стали бесплатными, после чего тарификация шла по часам: например, в Москве расценки составляли 40 рублей в час во вторые и третьи сутки и 80 рублей далее.
300 → 1500 руб. (Москва С.-Петербург → 3000 руб.) Статья 12.16.4 (для Москвы и Питера — 12.16.5): остановка либо стоянка под запрещающим знаком или там, где вдоль края проезжей части нанесена желтая разметка (прерывистая линия запрещает стоянку, сплошная — остановку)
3000—5000 руб.Штраф по статье 12.19.2 — за стоянку на местах для инвалидов без наличия на автомобиле опознавательного знака «Инвалид». Эвакуация в данном случае не применяется
Но с 1 июля в статье 27.13 будет закреплено лишь то, что «расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение». Из КоАП исчезло упоминание того, что порядок задержания, хранения автомобилей и оплаты «услуг» эвакуации определяется правительством РФ. Теперь его должны определять законы, принимаемые властями субъектов Федерации.
По нашей информации, активная работа над подобным законом началась лишь в Санкт-Петербурге, но и там пока нет конкретных расценок. Вероятно, в большинстве регионов подобные законы будут приняты в авральном режиме прямо к 1 июля. Но в любом случае следует помнить: если вы прибыли на место задержания до того, как эвакуатор тронулся с места, вам обязаны вернуть автомобиль! Если сотрудники ГИБДД отказываются это делать, надо жаловаться по телефону доверия (есть на каждой полицейской машине) или в прокуратуру.
Однако, как водится, куда лучше не нарушать ПДД. Кстати, оплата эвакуации нарушителями - обыкновенная практика для многих стран. К примеру, во Франции машину могут увезти на штрафстоянку не только если она создает помехи движению других автомобилей, но даже если просто портит эстетический вид местности! Стоит эвакуация 113 или 126 евро (около 5000 рублей), а хранение в зависимости от размеров населенного пункта - шесть или десять евро в день.
Интересно, что если вы прибыли к своему автомобилю, когда решение об эвакуации принято, но его еще не увезли, вам все равно придется оплатить «предварительные работы» (15 евро), а если вы препятствуете эвакуации автомобиля, можно попасть в тюрьму на три месяца и схлопотать штраф в 3750 евро! Кстати, сами штрафы за неправильную парковку относительно небольшие: от 17 евро за нарушение правил парковки до 135 евро за создание помех движению автобусов. Правда, «расплата» может достигать и 375 евро, ведь во Франции действует балльная система нарушений с прогрессивной шкалой штрафов.
500 → 1500 руб. (Москва С.-Петербург → 3000 руб.) Статья 12.28 наказывает за нарушение правил движения в жилых зонах и дворах — сквозное движение, учебную езду, стоянку с работающим двигателем, а также стоянку автомобилей полной массой более 3,5 тонн и движение со скоростью более 20 км/ч. Во всем, что касается парковок, здесь действуют те же правила, что и на обычных дорогах: там, где отсутствуют специальные знаки и разметка стояночных мест, запрещено ставить машины на тротуаре и под углом к нему. Но есть и дополнительные санкции, например, в Москве за парковку на газоне вас могут наказать по ст. 4.18.2 КоАП г. Москвы за повреждение зеленых насаждений с применением автотранспортных средств на четыре—пять тысяч рублей. Также надо помнить о том, что выезд из дворов и жилых зон не является перекрестком, то есть если перед выездом действует какое-либо ограничение скорости или парковки, то оно продолжает действовать и после выезда, даже если не продублировано дополнительными знаками