Убить микроба: как работает дезинфектор воздуха в салоне?
Коронавирусная пандемия не только заставила всех нас больше думать о вирусной и бактериальной защите, но и подстегнула новые разработки. Немецкая компания Osram, производитель светового оборудования и полупроводниковых компонентов, вывела на рынок автомобильный фотокаталитический дезинфектор воздуха Osram AirZing. Что это такое?
Устройство представляет собой пластиковую шайбу, которая устанавливается на дефлектор вентиляционной системы и подключается к бортовой сети через USB-разъем или гнездо прикуривателя. Внутри шайбы спрятан электровентилятор, гирлянда из ультрафиолетовых светодиодов и прозрачный фильтр с напылением диоксида титана. При облучении ультрафиолетом титановое покрытие превращается в мощный окислитель, уничтожающий едва ли не все органические загрязнения в воздухе: пыль, шерсть животных, споры плесени, пыльцу, табачный дым, формальдегиды, угарный и выхлопной газы, запахи от испорченных продуктов и чуть ли не все аллергены. Как сказано в описании, он разлагает их «на молекулы», оставляя на выходе вполне безобидные вещества — углекислый газ и воду. А попутно очищает воздух от бактерий.
Разумеется, принцип очистки воздуха «разложением» был известен давно: с фотокатализом химики экспериментировали еще в конце девяностых годов XX века, в том числе и в нашей стране. Но все наработки находили воплощение либо в промышленных дезинфекторах, либо в бытовых устройствах, которые сегодня выпускают фирмы Toshiba, Sharp, Toto, Daikin и многие другие. Заслуга специалистов Osram в том, что они сделали сравнительно недорогую (розничная цена — 3970 рублей) автомобильную версию фотокаталитического фильтра, пригодного для использования в небольшом замкнутом пространстве. Штуковина выглядит самодостаточной и не требующей к себе внимания, ведь здесь нет сменного фильтрующего элемента (AirZing промывается обычной водой), а срок службы ультрафиолетовых светодиодов превышает три года.
Видимых недостатков два. Во-первых, фотокаталитический фильтр бесполезен против неорганической дорожной пыли — и это главная причина, по которой он не может конкурировать с волоконными или угольными салонными фильтрами. Он скорее дополнение. А еще смущает выделение попутного газа озона, который химики считают токсичной примесью воздушной смеси. Но если Osram AirZing действительно работает, то это еще один (причем весьма серьезный) барьер против постылого вируса — особенно в такси или в автомобилях каршеринга. Проверим? Подозреваю, что эксперимент окажется затратным, в методике испытаний пока много неясного, да и ситуация с аналогами мутная. Но если тема вам кажется интересной, то мы готовы взяться за эксперимент.