Парк зарядье: как в России развивается сеть «электрозаправок»
Зарядная инфраструктура — это как квартирный вопрос, только для электромобилей. Без его решения не будет счастья электрическому транспорту в России. Но разве дело только в количестве колонок? Что в действительности мешает переходу на «электрички»?
«Где?» Десять лет назад это был главный кошмар электромобилиста. Где заряжать машину? В 2014—2015 годах в редакции Авторевю впервые прописались Tesla Model S и Kia Soul EV, и нам приходилось самостоятельно выводить розетки в гаражи и на парковки, спускать удлинители из окон, разыскивать зарядные колонки по всему городу.
С тех пор поменялось многое. Только за 2023 год общее число зарегистрированных электромобилей в России выросло с 22 тысяч до 39 тысяч машин: это плюс 75%. Ну а в Москве количество «электричек» за тот же прошлый год выросло в шесть раз — их уже почти 9,5 тысячи.
Зарядок тоже прибавилось. Приложение 2Chargers (а это один из самых востребованных инструментов поиска ЭЗС) сегодня знает 67 разных операторов публичных зарядных станций на территории России. Причем в лидерах идут частные компании Punkt E, it.Charge и Sitronics, которые не уступают по масштабу государственным или окологосударственным проектам вроде Россетей, «Энергии Москвы» и РусГидро.
Карта московских зарядных станций в приложении 2Chargers хорошо отражает распределение ЭЗС по городу и по типам. Зеленые точки — это АС-колонки, оранжевые — DC-станции, а синие — доступные промышленные розетки
В конце 2023 года агентство Автостат и сервис 2Сhargers на основе опроса владельцев составили рейтинг самых востребованных сервисов ЭЗС. В лидерах — частная компания Punkt E и корпорация Россети. Всероссийские частники it.Charge и Sitronics уступают бесплатной «Энергии Москвы»
Если верить статистике сервиса 2Chargers и агентства Автостат, то в общей сложности у нас в РФ сейчас доступно около 4000 публичных зарядных станций. Из них 3000 — в Москве. В среднем по стране выходит больше девяти электромобилей на одну колонку. Вы удивитесь, но статистически это примерно на уровне Китая — с той только разницей, что в КНР на 16 млн электромобилей приходится больше 2 млн ЭЗС.