Autocar Type X Runabout 1906 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Autocar Type X Runabout 1906 года в рассказе Андрея Хрисанфова
Кунсткамера | АР №21 2018
Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Обычно автомобильную марку Autocar связывают с грузовиками. И это, в общем-то, правильно: с самого 1911 года под этим брендом выпускаются исключительно машины грузовые, и одна из них даже легла в основу нашего достославного «захара» ЗИС-5 — точнее, его непосредственного предшественника, грузового автомобиля АМО-2. Но начинала компания Autocar все же с машин легковых.

Предприятие поначалу именовалось Pittsburgh Motor Vehicle Company и возникло еще в 1897 году в городе Питсбурге, что в штате Пенсильвания. Выпускало оно в те времена легкие трехколесные экипажи, более всего напоминавшие двухместный велосипед типа «тандем», но со слабосильным моторчиком, работавшим на бензине. Год спустя вышла в свет их первая четырехколесная модель; она напоминала уже плетеное кресло-качалку, позади которого на велосипедном седле ютился водитель. Двигатель этого транспортного средства развивал в лучшем случае 2 л.с. Еще через год появился четырехместный фаэтон с тем же самым мотором. Все это великое многообразие носило марку Pittsburgh, пока в 1900-м основатели — семейство Кларк (отец и трое сыновей) и их сосед мистер Морган — не решили перенести свое предприятие из тесного индустриального Питсбурга в соседний Ардмор. Переезд завершился до конца апреля 1900 года, и на новом месте компаньоны сочли необходимым взять себе новое наименование. Так и возникла марка Autocar.

За календарный 1901 год предприятие выпустило 27 машин Autocar модели С. Пара таких автомобилей принимала участие в автопробеге на выносливость по маршруту ­Нью-Йорк — Баффало, который организовал Автомобильный клуб Америки (АСА), и обоим экипажам всю дорогу мешали неприятности с цепным приводом задних колес. Проклятые цепи то слетали на всем ходу, и тогда их надо было как можно скорее надевать обратно, то вовсе разрывались, и тогда их приходилось подручными средствами сращивать, теряя драгоценное время. Призов никаких с того пробега эти машины, понятное дело, не привезли, зато компания Autocar вынесла из своего участия бесценный опыт, пусть и отрицательный. Льюис Кларк, средний из братьев, который был в семейном предприятии за главного конструктора, твердо решил, что цепной передаче на их изделиях впредь не место, и всего лишь за несколько бессонных ночей спроектировал на замену «этому безобразию» новую передачу — карданный вал. Один, между прочим, из первых во всей Америке и уж точно самый первый на автомобиле более чем с одним цилиндром. (Модель С имела двухцилиндровый оппозитный мотор.) Полтора месяца спустя все без исключения машины Autocar получили карданный привод, и про цепную передачу с тех самых пор никто в фирме даже не упоминал.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи