Мотоцикл Ariel Square Four / Watsonian Tandem Sidecar 1948 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, www.hymanltd.com

Аврелий «Ариэль» Гальтон, фантастический персонаж писателя Александра Беляева, был знаменит своей способностью к управляемой левитации. Но рассказ наш пойдет о совсем другом Ариэле, который в небесах не парил и не маневрировал, однако по суше мог перемещаться довольно быстро. Если, конечно, верить градуировке его спидометра…

Фирму Ariel основали еще в 1870 году два компаньона — Джеймс Старли и Уильям Хиллмэн (тот самый, между прочим, что впоследствии положил начало автомобильной марке Hillman). Изначально предприятие это занималось производством велосипедов — той чудесной их разновидности, которую в Британии называли «penny-farthing», с передним колесом примерно в человеческий рост и крохотным каточком сзади. Указанное прозвище обусловлено сравнительными размерами ходивших тогда британских монет: если положить их рядом, они давали хорошее представление об относительных диаметрах переднего и заднего колес. Позже фирма развернула параллельно производству велосипедов еще и выпуск швейных машин, а в 1885 году Джон Старли, племянник Джеймса, предложил конструкцию велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей — то есть, упрощенно говоря, «изобрел велосипед» в его нынешнем виде. В 1896 году компания слилась с предприятием Westwood Manufacturing и пару лет спустя выпустила свой первый самодвижущийся экипаж — трехколесный, с французским двигателем De Dion в две с четвертью лошадиные силы. За этим «трициклом» последовали аналогичные машины с четырьмя колесами, которые уже можно было причислить к автомобилям. А первый свой мотоцикл фирма построила только в 1902 году — но толком развить это новое для себя направление не успела, поскольку ее приобрел и присоединил к себе более крупный концерн под названием Components Ltd.

Новые хозяева имели свои взгляды на мотоциклетную ветвь развития бренда. В фирме Components Ltd., оказывается, уже давно разработали собственный мотоцикл, с двухтактным мотором и тремя передачами, выпуск которого и был развернут на мощностях компании Ariel. Эта машина продавалась под названием Arielette вплоть до начала Первой мировой войны; с 1918 года ей на смену пришла новая модель, спроектированная под четырехсильный двигатель фирмы White & Poppe из города Ковентри. Удачной конструкции несколько раз наращивали объем двигателя, подведя его практически вплотную к величине в один литр, — а в 1926 году сманили к себе Вэла Пейджа, талантливого инженера-моториста из фирмы JAP, и тот спроектировал сразу два четырехтактных мотора, заодно улучшив и конструкцию ходовой части. В 1932 году компания Components Ltd. обанкротилась, и активы ее пошли с молотка; мотоциклетное подразделение очень удачно выкупил сын одного из владельцев почившего предприятия. Он заложил новый производственный корпус в пригороде Бирмингема под названием Селли Оук и пригласил главным конструктором еще довольно молодого, но весьма перспективного инженера Эдварда Тернера. Тут-то, собственно говоря, и начинается история показанного здесь мотоцикла.

Вышеупомянутый Эдвард Тернер еще в 1928 году спроектировал четырехцилиндровый мотоциклетный двигатель с верхним расположением распределительного вала — и с тех пор упрямо обивал пороги самых разных фирм, предлагая свое детище к серийному выпуску. Его проект отвергли компании Triumph и BSA, но воссоздаваемое предприятие Ariel в него поверило — и не прогадало. Производство двухколесных машин под фабричным наименованием Ariel Square Four началось сразу же, как только был достроен заводской корпус, и продолжалось — с различными усовершенствованиями — вплоть до самого 1959 года. Предмет нашего рассказа был выпущен в послевоенном 1948 году и относится, таким образом, к модификации 4G. (Облегченный вариант Mark One появился только год спустя.)
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи