Президентский фаэтон Hispano-Suiza T49 Tourer 1928 года в рассказе Андрея Хрисанфова
Какие машины почти век тому назад выпускались под маркой Hispano-Suiza во Франции, мы уже рассказывали. А чем же в то время занималось испанское, то есть головное, предприятие фирмы? А вот чем.
Завод в испанской Барселоне с самого начала был главным в составе фирмы Hispano-Suiza. Именно там выпускались все ранние модели этой марки, четырехцилиндровые и шестицилиндровые, — включая «королевскую» 75-сильную машину T45, названную Alfonso XIII в честь тогдашнего испанского монарха. Правитель изволил слыть завзятым автомобилистом, не брезговал самолично садиться за руль и, частенько пересаживая своего королевского шофера на соседнее сиденье, всласть носился по довольно-таки скверным в ту пору испанским дорогам в облаке пыли и выхлопных газов. Он бы и в дорожных гонках участвовал, кабы не протестовал против этого двор — самым категорическим образом. Испанский король покровительствовал компании Hispano-Suiza, торжественно открывал филиальный завод в Гвадалахаре, и с самого 1907 года автомобили этой марки у него в гараже не переводились.
Кроме упомянутого филиала в Гвадалахаре, компания располагала еще двумя производственными площадками на испанской территории: в андалузской Севилье и в каталонском Риполе. Французское предприятие открылось только в 1911 году — из-за непрерывно возрастающего (и, главное, платежеспособного) спроса на машины Hispano-Suiza. Поначалу это был просто автосборочный завод, но мало-помалу туда переехало производство более дорогих и более роскошных моделей, а на старом месте продолжали выпускать автомобили, предлагавшиеся по относительно умеренным ценам.
В подвеске автомобиля полуэллиптические рессоры дополнены фрикционными амортизаторами. На всех колесах установлены барабанные тормоза
С началом Первой мировой войны компания Hispano-Suiza подключилась к проектированию и выпуску авиадвигателей. Главный конструктор Марк Биркигт выписал себе в помощники из Швейцарии еще одного высококлассного специалиста, Луи Массюжэ, — и вдвоем они, отложив на время думы об автомобилях, сперва спроектировали, а потом и запустили в производство линейку восьмицилиндровых V-образных двигателей верхнеклапанного типа для истребительной авиации, по тем временам весьма передовых как с технической, так и с технологической точки зрения.