Испанка: от холодильников к автомобилям

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Эта крохотная машинка знакома многим: в пятидесятые годы прошлого века она спасла от неминуемого разорения немецкую фирму BMW, став самой массовой моделью в ее производственной программе, и на протяжении многих лет ассоциировалась именно с этой маркой. Однако происхождение у этого славного автомобильчика вовсе не немецкое, а итальянское. А та машина, что показана здесь,- вообще испанская.

Фирма, впервые разработавшая эту модель, вообще-то занималась… холодильниками. Первоначально это предприятие звалось Iso-Thermo, потом его владелец Ренцо Ривольта сократил это слишком, по его мнению, длинное имя до Iso SpA, и в самом начале пятидесятых годов его посетила идея заделаться автомобильным фабрикантом. Видимо, ему попалось на глаза известное высказывание американского автомобильного магната Уильяма Дюранта насчет того, что «и автомобиль, и холодильник - это ящик с мотором». Вот он и решил последовать завету великого предшественника.

Фонарь кабины выдает именно оригинальную версию машины, итальянскую либо испанскую, - с криволинейным остеклением и низко поставленными фарами головного света. В версии BMW боковые окна были плоскими и сдвижными, да и весь силуэт выглядел куда более угловато

Непосредственным проектированием машинки занимались инженеры Пьерлуиджи Раджи и Эрменгильдо Прети, сотрудники компании Iso SpA. То, что у них получилось, спереди довольно сильно смахивало на тогдашний холодильник: вся передняя стенка кузова вместе с лобовым стеклом представляла собой откидывающуюся слева направо дверь, открывать которую следовало потянув за блестящую ручку, опять-таки выглядевшую позаимствованной с домашнего холодильника. С обратной стороны на этой двери, правда, имел место не контейнер для хранения яиц и не полочка для молочных бутылок, а треугольной формы кронштейн для рулевой колонки, заодно отправлявший и функции приборного щитка. В нижней своей части рулевая колонка была снабжена шарниром, который позволял ей при открытии двери откидываться в сторону, освобождая водителю доступ на двухместный диванчик; при захлопывании дверцы рулевое колесо словно бы само «прыгало» ему в руки. Ведущим было единственное заднее колесо, и моторчик располагался прямо возле него, - использовался агрегат от мотороллера, который фирма Iso еще до начала пятидесятых годов прошлого века уже выпускала серийно в самых разных вариантах, включая грузовой и (сообразно своему названию) «изотермический», иначе говоря, теплоизолированный. У нас когда-то из таких ящиков продавали мороженое, навалив на дно куски сухого (или даже самого обычного) льда, а поверх пристроив скоропортящиеся лакомства. Полный холодильный агрегат слабосильному мотороллеру было бы не свезти, вот и использовали «обходную технологию».

Характерная особенность любой машины Isetta, какой бы завод в какой бы стране ее ни выпускал, - рулевая колонка на шарнире. Открываешь единственную дверь - и она уходит в сторону, облегчая посадку за руль. Захлопываешь дверь - и руль, словно бы сам собою, прыгает в руки
Характерная особенность любой машины Isetta, какой бы завод в какой бы стране ее ни выпускал, - рулевая колонка на шарнире. Открываешь единственную дверь - и она уходит в сторону, облегчая посадку за руль. Захлопываешь дверь - и руль, словно бы сам собою, прыгает в руки
0 / 0

Применявшийся на новой мотоколясочке вариант мотора отдавал девять с половиной сил с 236 кубических сантиметров рабочего объема. Силовой агрегат комплектовался комбинированным стартер-генератором Dynastart и четырехступенчатой трансмиссией, главная передача была цепной. Переднюю подвеску сделали независимой. Вместо единственного заднего ведущего колеса очень скоро начали ставить два, разнеся их друг от друга на оси примерно на полметра, - с одним машинка очень уж легко переворачивалась, а с двумя стала поустойчивее. За спинкой сиденья оставалось немного места; туда пристроили запасное колесо, а поверх него - багажную полочку для мелкой клади. Отопитель считался добавочным оборудованием; мягкий верх обеспечивал вентиляцию и - в случае заклинивания дверного замка - эвакуацию пассажиров.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи