Oldsmobile 88 Custom 1954 года в рассказе Андрея Хрисанфова
Крайне трудно будет определить марку этого автомобиля даже человеку, в вопросах автомобильной истории поднаторевшему. Больно уж мало от оригинала в нем осталось. Хорошо, что мы наперед знаем: это — 1954 Oldsmobile 88 Custom.
Сколько времени существуют на свете автомобили, столько и живет в их владельцах стремление всячески их улучшать — сообразно своим собственным о том представлении. Производители машин, разумеется, тоже к этому стремились, но фантазия владельцев порою намного их обгоняла. Поначалу центром приложения этой потребительской инициативы была адаптация благоприобретенного транспортного средства под собственные вкусы и потребности: кто-то добавлял к поперечным листовым рессорам своей «жестянки Лиззи» (Ford Model T) спиральные пружины возле каждого колеса, чтобы на ходу не так раскачивался кузов из стороны в сторону, кто-то менял штатные ацетиленовые фары на новомодную электрику (и присобачивал аккумулятор на подножку, предварительно выкинув оттуда генератор светильного газа), а отдельные эстеты вообще пытались пристроить на автомобильное шасси кузов от своего закрытого гужевого экипажа, такой уютный и такой привычный (причем кое-кому подобные «трансплантации» даже удавались). Но с течением времени личный автомобиль из средства передвижения постепенно стал превращаться в средство самовыражения, и в конечном счете процесс этот зашел так далеко, что подвергнутые «усовершенствованиям» машины стали окончательно и бесповоротно утрачивать всякое сходство с собою прежними. Что мы и имеем возможность наблюдать на этих иллюстрациях.
Показанная здесь машина первоначально была обычной двухдверкой Oldsmobile 88 модели 1954 года, семейным авто Джоанны и Томаса Арчеров, исправно возившим их по дорогам родного штата Мичиган вплоть до начала шестидесятых годов. Но в какой-то момент этой самой Джоанне — именно ей! — взбрела в голову идея сделать из их старой машины «что-нибудь выдающееся, всем на зависть». Том, конечно, мог выйти из положения малой кровью, попросту выкрасив автомобиль каким-нибудь броским колером, или разрисовав ему весь передок языками пламени, или украсив кузов машины поверх основного цвета замысловатыми цировками (которые, впрочем, тогда уже наносились способом декалькомании, а не тоненькой кистью, как прежде). Он, собственно, и собирался поступить именно таким образом: зачистил кузов от прежнего лака и уже начал грунтовать под новый, — но постепенно втянулся в процесс преобразования и начал кудесить вовсю. Результат — перед нами.