Редкий лимузин Renault 1922 года с кузовом ателье Labourdette в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Это в наши дни французская компания Renault лимузины не выпускает. А в начале прошлого века такие машины в ее производственной программе попадались довольно часто. Иное дело, что порой они были, как бы это выразиться поделикатнее, не самых крупных размеров. Вот перед нами как раз такой…

Фирменная эмблема еще не приняла характерную ромбовидную форму. Пока что это всего лишь круглая декоративная решетка, прикрывающая вырез в капоте под электрический сигнальный рожок

Марка Renault возникла, как известно, в позапрошлом ­веке — в 1898 году. Начинала она с моделей небольших и по конструкции довольно-таки примитивных, однако для своего времени вполне продвинутых с технической точки зрения. Развитие конструкции автомобиля шло тогда семимильными шагами, и небольшая фирма, постоянно расширяя и совершенствуя производственную программу, уже к 1907 году выдвинулась в стране на позицию безоговорочного лидера. Наибольшую популярность снискали себе двухцилиндровая модель AX, легкая открытая двухместка, и AG, знаменитейшее «марнское такси», благодаря которому во время Первой мировой войны удалось оперативно перебросить с одного конца Парижа на другой целую армию, тем самым сорвав немецкую атаку на столицу Франции. Но прогресс есть прогресс, и даже самую удачную модель когда-нибудь придется сменить.

У всех автомобилей Renault начала 20-х годов радиатор располагался не перед двигателем, а за ним, — отсюда характерные «жабры» на борту. Местоположение радиатора отмечала его блестящая заливная горловина, возвышающаяся над капотом; здесь ее венчает «мотометр» — указатель температуры воды в системе охлаждения, смонтированный непосредственно в радиаторной пробке. Вторая приблизительно такая же заливная горловина, расположенная поближе к лобовому стеклу, ведет в топливный бак; очень важно ни в коем случае не перепутать, что куда заливается

Послевоенная модель NN, призванная заменить собой стремительно устаревающую машину АХ, поспела на рынок лишь к 1924 году. У нее уже было не два цилиндра, а целых четыре, — но все вместе они недотягивали по рабочему объему и до одного литра: 951 см³. Отдаваемая мощность не превысила 17 л.с., что позволяло легкому (1150 кг) автомобильчику разгоняться до 60 км/ч. Машина поступала в продажу с закрытым и открытым кузовами заводской работы, однако на наших иллюстрациях показан ее уникальный вариант с кузовом, изготовленным на заказ силами престижного парижского кузовного дома Henri Labourdette.

Кузовных дел мастер Анри Лабурдетт сотрудничал с компанией Renault практически с момента ее основания, спроектировав и построив в том самом 1898 году их первый закрытый кузов. В 1910-м Лабурдетт, правда, скончался, и с тех пор основанным еще в 1858 году семейным предприятием рулил его сын Жан-Анри, — но на качестве изделий никакие перемены в руководстве не сказались совсем.

Обивка водительского сиденья и внутренних дверных панелей — натуральная кожа

Заказ на данную конкретную машину разместил некий заокеанский клиент из Калифорнии; французские кузовщики, конечно, удивились такому вот «калифорнийскому чудачеству», однако за дело взялись со всей ответственностью. Предыдущий владелец этого своеобразного автомобильчика, обеспечивший ему полную и высококачественную реставрацию, утверждает, будто за всем проектом стояла одна голливудская киностудия, а машина предназначалась для снимавшихся в кино детей-актеров, чтобы им было на чем принимать участие в организуемых этой самой киностудией торжественных парадах и рекламных акциях. Доказательств никаких этот джентльмен, впрочем, пока что не представил, — но, честно говоря, очень похоже, что это правда, и перед нами, таким образом, действительно детская машинка, крупная игрушка. Разве что на самом настоящем автомобильном шасси.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи