Андрей Хрисанфов о Terraplane Custom Six Series 62 Convertible Coupe 1936 года

Андрей Хрисанфов о Terraplane Custom Six Series 62 Convertible Coupe 1936 года
Кунсткамера | АР №13 2011
Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

В первой половине 30-х годов минувшего столетия граждане Соединенных Штатов, обладавшие радиоприемниками, могли поймать на некоторых волнах странный рекламный джингл. Грохочущий бас на фоне разухабистой джазовой пьески задушевным тоном произносил загадочные слова: «В небесах - аэропланом, над водою - гидропланом, а по суше - Террапланом!» Можно было подумать, что кто-то изобрел принципиально новое транспортное средство и таким образом продвигает его в массы. На самом же деле имелся в виду совсем не загадочный и неведомый новопридуманный аппарат, но старый и добрый знакомый американских радиослушателей - автомобиль.

Торговая марка Terraplane (англ. «наземный самолет», по аналогии с «aeroplane» - самолет обычный) была введена в 1932 году для определенных моделей марки Essex, которую с 1919 года носили самые небольшие и недорогие автомобили, выпускавшиеся фирмой Hudson. Таким образом имелось в виду дополнительно подчеркнуть принадлежность упомянутых моделей к машинам с улучшенными динамическими параметрами. Чтобы усилить «самолетные» коннотации, первый выпущенный экземпляр такого автомобиля преподнесли пионеру американской авиации Орвиллю Райту, а второй экземпляр достался прославленной (и очень популярной в народе) летчице Амалии Эрхарт. Рекламный ход оказался удачным: новая марка всего за пару лет вытеснила с рынка автомобили Essex и заняла их место в линейке моделей компании Hudson. Впрочем, дело было не в одной только рекламе: машины Terraplane превосходно показали себя на трассах спортивных состязаний, завоевав за первый же год существования марки до полусотни первых мест в одних только горных заездах, не считая прочих дисциплин.

Откидное «тещино место» по определению не столь комфортабельно, как удобный и широкий передний диван. Доступ на него осуществляется со стороны тротуара по двум специально предусмотренным ступенькам, одна из которых закреплена непосредственно над бампером, а другая более всего напоминает выведенную на крыло заливную горловину бензобака. На самом же деле эта горловина находится не справа по ходу машины, а слева; ее крышка хорошо заметна чуть левее номерной таблички

В 1936 году машины Hudson и Terraplane получили новый кузов (один и тот же для обеих марок) и новые гидравлические тормоза. Внешне автомобили выглядели очень похоже, но если Hudson мог поставляться с шестицилиндровыми и восьмицилиндровыми двигателями, то на автомобилях Terraplane использовался только рядный мотор с шестью цилиндрами - 3475 см3, 88 л.с. - в сочетании с трехступенчатой механической коробкой передач. Не самый мощный двигатель, «восьмерка» (тоже, кстати, рядная), отдавал 115 л.с., а использовавшийся на машинах Hudson вариант шестицилиндрового мотора - 95. Но ведь сама по себе машина тоже была чуть полегче «нормальных» автомобилей Hudson, так что динамику ей этот силовой агрегат обеспечивал вполне достойную. По желанию и за отдельную плату вместо стандартной коробки передач автомобиль можно было укомплектовать «электрической рукой» - полуавтоматической трансмиссией Electric Hand от фирмы Bendix, имевшей преселективное действие: выбираешь передачу загодя рычажком на руле, а в нужный момент включаешь ее простой перегазовкой (если есть автоматическое сцепление, можно вообще не трогать педаль, все сделает вакуумный привод, - на помощь «электрической руке» придет «механическая нога»).

Накапотное украшение — комбинированное, из металла и цветного пластика. Радиаторной облицовке придана довольно сложная текстура. Решение вентиляционных прорезей на боковинах капота (внизу) на автомобилях Hudson и Terraplane выполнялось несколько по-разному
Накапотное украшение — комбинированное, из металла и цветного пластика. Радиаторной облицовке придана довольно сложная текстура. Решение вентиляционных прорезей на боковинах капота (внизу) на автомобилях Hudson и Terraplane выполнялось несколько по-разному
0 / 0

У машины просторный, но очень уютный кокпит. Двери навешены против хода, что весьма облегчает доступ на сиденья

Радиоприемник вкомпонован в переднюю панель ниже приборного щитка; справа и слева от него симметрично расположены два перчаточных ящика, — в те времена считалось, что одного будет недостаточно. С обратной стороны на крышку одного из них, правого, методом декалькомании нанесены указания по смазке узлов и агрегатов машины, — причем для сцепления рекомендована исключительно фирменная смесь «хадсонит», которой можно было разжиться только в агентствах, торговавших автомобилями Hudson и Terraplane
Радиоприемник вкомпонован в переднюю панель ниже приборного щитка; справа и слева от него симметрично расположены два перчаточных ящика, — в те времена считалось, что одного будет недостаточно. С обратной стороны на крышку одного из них, правого, методом декалькомании нанесены указания по смазке узлов и агрегатов машины, — причем для сцепления рекомендована исключительно фирменная смесь «хадсонит», которой можно было разжиться только в агентствах, торговавших автомобилями Hudson и Terraplane
0 / 0

У автомобиля была еще и вторая «механическая нога», причем тоже фирмы Bendix; она ведала тормозами. Уже упомянутая гидравлическая тормозная система Duo-Automatic действовала на все четыре колеса разом, - а когда тормозная педаль была вжата в пол более чем на три четверти своего хода, срабатывал еще и механический привод, считавшийся вспомогательным. Он обслуживал одни только задние колеса, но машина останавливалась в любом случае, даже если гидравлика почему-либо отказывала (а такое случалось). Недоставало в списке оборудования, облегчающего жизнь водителю, разве только еще одной «механической руки», которая помогала бы ему поворачивать руль, - но ведь и особой нужды в ней не просматривалось, обычная пара «червяк и сектор» справлялась с возложенными на нее задачами вполне...

Комбинация приборов смонтирована по центру передней панели; у автомобилей Terraplane она не совсем такая, как на машинах Hudson, так что в надписи на циферблате спидометра особой необходимости вроде как и нет

Внутренняя обивка дверей — скромная и стильная. Начиная со следующего года от дверей, открывающихся против хода машины, решено было отказаться, — по соображениям безопасности: а вдруг не выдержит дверной замок — и дверь распахнется прямо во время движения с большой скоростью!.. Посадка и высадка, конечно, стали менее удобными, — но жизнь все-таки дороже. Под капотом — шесть цилиндров и 88 «лошадей»
Внутренняя обивка дверей — скромная и стильная. Начиная со следующего года от дверей, открывающихся против хода машины, решено было отказаться, — по соображениям безопасности: а вдруг не выдержит дверной замок — и дверь распахнется прямо во время движения с большой скоростью!.. Посадка и высадка, конечно, стали менее удобными, — но жизнь все-таки дороже. Под капотом — шесть цилиндров и 88 «лошадей»
0 / 0

***

Начиная с 1936 года, автомобили Terraplane все больше и больше приближались к машинам Hudson - не только по внешним габаритам, но и по многим другим параметрам. Поэтому в сезоне 1938 года их стали именовать Hudson Terraplane, а потом и вовсе сняли с производства, - сочтя, что популярность этой марки идет в ущерб имени Hudson. Место ликвидированной марки заняла машина Hudson 112, о которой мы рассказывали в АР №22 за 2003 год.

Багажник у машины, конечно, отсутствует, поэтому запасное колесо подвешено по-старомодному сзади — на «континентальный» манер. Ниши под запасные колеса в передних крыльях, для американских машин того времени довольно обычные, у фирмы Hudson отчего-то были не в ходу

Рекомендованные статьи