Андрей Хрисанфов о Terraplane Custom Six Series 62 Convertible Coupe 1936 года
В первой половине 30-х годов минувшего столетия граждане Соединенных Штатов, обладавшие радиоприемниками, могли поймать на некоторых волнах странный рекламный джингл. Грохочущий бас на фоне разухабистой джазовой пьески задушевным тоном произносил загадочные слова: «В небесах - аэропланом, над водою - гидропланом, а по суше - Террапланом!» Можно было подумать, что кто-то изобрел принципиально новое транспортное средство и таким образом продвигает его в массы. На самом же деле имелся в виду совсем не загадочный и неведомый новопридуманный аппарат, но старый и добрый знакомый американских радиослушателей - автомобиль.
Торговая марка Terraplane (англ. «наземный самолет», по аналогии с «aeroplane» - самолет обычный) была введена в 1932 году для определенных моделей марки Essex, которую с 1919 года носили самые небольшие и недорогие автомобили, выпускавшиеся фирмой Hudson. Таким образом имелось в виду дополнительно подчеркнуть принадлежность упомянутых моделей к машинам с улучшенными динамическими параметрами. Чтобы усилить «самолетные» коннотации, первый выпущенный экземпляр такого автомобиля преподнесли пионеру американской авиации Орвиллю Райту, а второй экземпляр достался прославленной (и очень популярной в народе) летчице Амалии Эрхарт. Рекламный ход оказался удачным: новая марка всего за пару лет вытеснила с рынка автомобили Essex и заняла их место в линейке моделей компании Hudson. Впрочем, дело было не в одной только рекламе: машины Terraplane превосходно показали себя на трассах спортивных состязаний, завоевав за первый же год существования марки до полусотни первых мест в одних только горных заездах, не считая прочих дисциплин.
В 1936 году машины Hudson и Terraplane получили новый кузов (один и тот же для обеих марок) и новые гидравлические тормоза. Внешне автомобили выглядели очень похоже, но если Hudson мог поставляться с шестицилиндровыми и восьмицилиндровыми двигателями, то на автомобилях Terraplane использовался только рядный мотор с шестью цилиндрами - 3475 см3, 88 л.с. - в сочетании с трехступенчатой механической коробкой передач. Не самый мощный двигатель, «восьмерка» (тоже, кстати, рядная), отдавал 115 л.с., а использовавшийся на машинах Hudson вариант шестицилиндрового мотора - 95. Но ведь сама по себе машина тоже была чуть полегче «нормальных» автомобилей Hudson, так что динамику ей этот силовой агрегат обеспечивал вполне достойную. По желанию и за отдельную плату вместо стандартной коробки передач автомобиль можно было укомплектовать «электрической рукой» - полуавтоматической трансмиссией Electric Hand от фирмы Bendix, имевшей преселективное действие: выбираешь передачу загодя рычажком на руле, а в нужный момент включаешь ее простой перегазовкой (если есть автоматическое сцепление, можно вообще не трогать педаль, все сделает вакуумный привод, - на помощь «электрической руке» придет «механическая нога»).
У автомобиля была еще и вторая «механическая нога», причем тоже фирмы Bendix; она ведала тормозами. Уже упомянутая гидравлическая тормозная система Duo-Automatic действовала на все четыре колеса разом, - а когда тормозная педаль была вжата в пол более чем на три четверти своего хода, срабатывал еще и механический привод, считавшийся вспомогательным. Он обслуживал одни только задние колеса, но машина останавливалась в любом случае, даже если гидравлика почему-либо отказывала (а такое случалось). Недоставало в списке оборудования, облегчающего жизнь водителю, разве только еще одной «механической руки», которая помогала бы ему поворачивать руль, - но ведь и особой нужды в ней не просматривалось, обычная пара «червяк и сектор» справлялась с возложенными на нее задачами вполне...
***
Начиная с 1936 года, автомобили Terraplane все больше и больше приближались к машинам Hudson - не только по внешним габаритам, но и по многим другим параметрам. Поэтому в сезоне 1938 года их стали именовать Hudson Terraplane, а потом и вовсе сняли с производства, - сочтя, что популярность этой марки идет в ущерб имени Hudson. Место ликвидированной марки заняла машина Hudson 112, о которой мы рассказывали в АР №22 за 2003 год.