Скупой платит дважды: чем чревата экономия на запчастях?
Коммерческий автомобиль — это не просто транспортное средство. Как правило, для своего владельца это прямой источник заработка. Режим эксплуатации подобных машин сложный, бывает, что техника работает буквально по 24 часа в сутки. Столь серьезным нагрузкам должен соответствовать и уровень технического обслуживания — в особенности это касается применяемых при ТО и ремонте запасных частей.
Когда такая необходимость возникает, встает вопрос — а какие детали лучше использовать? Ведь, помимо оригинальных заводских запчастей, на рынке присутствует великое множество заменителей — на любой вкус и кошелек. В некоторых случаях хороший аналог от известного бренда может прослужить не хуже заводской детали. Правда, у таких деталей чаще всего гарантия не более 14 дней, да и сервисмены на авторизованных СТО могут отнестись к ним с сомнением — есть вероятность отказа в сохранении гарантии на автомобиль. Но хуже другое: часто под видом фирменных запчастей покупатели могут наткнуться на самые настоящие подделки — и качество таких деталей, разумеется, оставляет желать лучшего.
Вот как комментирует ситуацию с контрафактными запасными частями директор по продажам запасных частей ООО «Современные транспортные технологии» Василий Плетников:
«В России все чаще подделывают самые ходовые позиции — детали тормозной системы (колодки, диски), трансмиссии (редукторы, запчасти для коробки передач) и систем двигателя (ГРМ, цилиндры). В самых популярных группах доля подделок может доходить до пяти процентов. Увы, но даже в авторизованных центрах продажи деталей существует опасность приобретения контрафакта, ведь закупщик может просто не отличить поддельную запчасть. Поэтому при покупке нужно крайне внимательно осмотреть упаковку — на ней должны быть четкие товарные знаки, неповрежденные стикеры и верная информация в описании».
Да, нередко у автовладельца коммерческого транспорта в непростое экономическое время может возникнуть желание сэкономить и выбрать запчасти, руководствуясь лишь конечной ценой. Увы, такая логика может сыграть с техникой и ее владельцем злую шутку в самый неподходящий момент.
Предположим, что на автомобиль установили не родные передние тормозные колодки, а детали подешевле. В какой-то момент груженую машину подрезает зазевавшийся таксист! Удар по педали тормоза — и накладки тут же перегреваются, а иногда и вовсе разрушаются, безнадежно вгрызаясь металлом в тормозные диски. Аварии, возможно, удается избежать, но владелец гарантированно «попадает» на внеплановый визит в сервис для замены не только колодок, но и тормозных дисков — деньги, время, простои в работе, потеря репутации как бизнес-партнера.
Или другая ситуация: сэкономили, вместо оригинальных приводного ремня и ролика установили детали сомнительного качества и отправились в дальний рейс с салоном, полным пассажиров. За много километров от дома контрафактный ремень рвется, что приводит к серьезной поломке двигателя. А дальше вызов дорогущего эвакуатора, серьезный и дорогой ремонт, а вместо неплохой прибыли за длинный рейс — судебные разбирательства.
Как видно, к очень печальным последствиям часто приводит желание сэкономить здесь и сейчас. Вместо авторизованных магазинов, покупатели посещают авторынки и прочие локации, где можно найти «такие же детали, только дешевле». В подобных местах на прилавках можно встретить не просто аналоги, а поддельные детали. Где их производят — остается только гадать: увы, спрос рождает предложение, а очередь из желающих сэкономить, особенно в кризисное время, не уменьшается. Зачастую покупатель подобной продукции уверен, что приобрел самый настоящий оригинал: на коробке есть логотип производителя! Это распространенная уловка нечистых на руку продавцов.
Конечно, на упаковке оригинальных деталей производитель всегда разместит свой фирменный знак. А чтобы избежать подделок, применяются дополнительные защитные меры. Свои способы защиты есть и у отечественных производителей. Например, завод ГАЗ, защищая потребителей от контрафакта, помимо заводской символики, наносит на коробки с оригинальными запчастями еще и специальные одноразовые стикеры — оторвав его однажды, второй раз не приклеишь. Дополнительно на упаковках размещен специальный QR-код, считав который смартфоном покупатель попадает на сайт azgaz.ru в раздел проверки.
На коробке есть зона с серым напылением — как на старых лотерейных билетах. Если стереть его монетой, откроется специальный код, который необходимо ввести в специальном окне на сайте для проверки подлинности. На данный момент таким способом можно проверить более 850 позиций.
Экономить нужно с умом, стоит обдумать все риски и сделать правильный выбор. У официальных производителей часто бывают акции или собственная бонусная система для клиентов. Качественно не всегда дорого! К примеру, в тех же магазинах «Детали машин ГАЗ» действуют скидки по программе «ГАЗ Ассистанс».
Каждый сам принимает решение, какие запасные части лучше использовать. Но, как правило, высокие риски не оправдывают полученной экономии, и опытные владельцы коммерческого транспорта все чаще инвестируют в безопасность, долгий срок службы, отсутствие простоев и гарантию исполнения заказов. Иными словами, используют оригинальную продукцию с конвейера завода, где делают автомобиль. Бесспорным преимуществом оригинальных запасных частей является их качество, обеспечение всех заявленных ходовых характеристик автомобиля и гарантия на продукцию около года, что вряд ли обеспечит «неоригинал». Коммерческая техника — это не легковушка от дома до работы, в бизнес-процессах завязано много людей, ответственность велика, а также велики риски, и поэтому не стоит экспериментировать и пытаться выиграть «пять копеек».