По уши в лизинге: как я бесплатно купил новый Accord в США

Фото: компания Honda | Сергей Юсин

За год в США продается 16 миллионов новых машин. Однако меня всегда интересовала другая сторона — как они покупаются? Как так может быть, что американцы за месяц приобретают столько же автомобилей, сколько россияне за год? Понятно, что население и уровень жизни отличаются в разы, но все же не настолько. Неужели даже официант или домработница могут выложить десятки тысяч долларов за новую машину?

Я уже три года живу в Америке и теперь наконец знаю, в чем секрет. Совсем не в богатстве. Более того, на руках типичного американца денег на новый автомобиль отродясь не бывало. А чтобы рассказать, как все здесь устроено, я решил сам купить машину по американской схеме — и прошедшим летом получил ключи от новейшего седана Honda Accord, заплатив за него ровно ноль долларов ноль центов.

Если честно, то свой Accord я даже увидел в первый раз только после приобретения. А все потому, что первым делом я отправился не по дилерским салонам, а в брокерскую контору, которая берет на себя и подбор машины, и оформление сделки, а главное — обещает выбить лучшие условия. Так что Хонду, можно сказать, выбрал не я, а брокер.

Если бы не он, я сейчас, скорее всего, ездил бы на новой Camry, которая показалась мне и удобной, и созвучной окружающей действительности. Но брокер сказал, что выбирать лучше из брендов Volkswagen и Honda, потому что они наиболее лояльны к новым клиентам и дадут машину без поручителя. Увы, Volkswagen не смог похвастать ничем новеньким в нужном мне формате, и на горизонте возникла Honda.

Дальше, наверное, должен идти рассказ о том, по каким соображениям я выбирал вариант двигателя и комплектацию, но вынужден разочаровать: я руководствовался студенческим «правилом левой руки» — то есть закрываем левую сторону меню и, глядя на колонку цифр, выбираем то, что по карману. Ведь дело происходит в Америке, а здесь в первую очередь смотрят именно на цену.

Непротивление потреблению

Секрет американского благополучия в том, что люди здесь сплошь и рядом владеют и пользуются вещами, на которые они еще не заработали. На языке вертится штамп «жизнь в долг», но он очень коряво отражает действительность. Более подходящие слова — «возможность» и «неизбежность».

Кому не хочется получить все и сразу? А банки в Америке не только дают такой шанс — они просто не оставляют иного выбора. Как и в России, в кредит вам здесь с радостью продадут почти все, начиная с утюга и заканчивая нефтяной компанией. Но каждая такая сделка отражается на персональном кредитном рейтинге, который влияет на условия получения следующего кредита.

В обывательском представлении это штука, которая должна предупреждать банк, что клиент уже и так в долгах как в шелках и не стоит открывать ему пятидесятую кредитку. Однако на деле все наоборот! То есть если ты уже купил при содействии банка айпад, телевизор, холодильник, диван, автомобиль и каждый месяц прилежно вносишь платежи, то, скорее всего, в следующий раз получишь кредит и на новый дом. А так как квартирный вопрос портит не только москвичей, то в Америке на пути к собственному жилищу хочешь не хочешь, а придется обвешаться кредитами.

Вот и получается, что, с одной стороны, у обычного американца есть все для хорошей жизни, а с другой стороны, все, что у него есть, — бесконечные счета: за ипотеку, страховку, машину, коммунальные услуги, рассрочка на мебель и многое другое.

Благополучие в такой ситуации — это когда баланс доходов и расходов сводится в ноль или с небольшим плюсом. Подобная кабала стимулирует людей не засиживаться на месте и жить в постоянной погоне за счастьем, ведь даже за месяц без работы можно лишиться всего «нажитого непосильным трудом». Или в этом и заключается секрет американской предприимчивости?

Многим из нас, «сделанным в СССР», этого не понять. Мы стараемся собрать пазл из квартиры, машины и дачи, да еще чтобы они непременно числились в личной собственности, но поколение Z даже в России мыслит иначе.

В Америке давно пошли дальше — и многое приобретается уже не в кредит, а в лизинг, то есть во временное пользование за фиксированную ежемесячную плату. Это не рассрочка, потому что вещь не остается в собственности покупателя, а возвращается продавцу. Да, очень похоже на долгосрочную аренду, но немного сложнее — и намного выгоднее.

Тем же, кого беспокоит, что, выплатив всю сумму, клиент в итоге остается с пустыми руками, предлагаю вспомнить, куда обычно отправляются смартфоны после выхода новой модели. Правильно — в тумбочку или гуманитарным грузом к родителям.

Автомобиль в этом плане мало чем отличается от смартфона. Машина в Америке давно перестала быть товаром длительного пользования, а посему и приобретать ее в собственность смысла нет. Возьмем, к примеру, новый автомобиль за два миллиона рублей (для удобства я использую здесь российскую меру цен). Через три года он будет стоить примерно половину первоначальной суммы — и вы, скорее всего, поспешите найти возможность с ним расстаться, чтобы монетизировать остаточную стоимость. Но возникает вопрос: зачем вообще нужно было с самого начала платить за эту «остаточную стоимость»? Плата за владение новой машиной для вас — один миллион за три года, или примерно 30 тысяч рублей в месяц. Второй миллион при этом ездит «замороженным» в металле, стекле и пластике. А ведь можно и не замораживать
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи