Событие: Лада Искра на старте производства и в перспективе

В последний раз АВТОВАЗ запускал производство действительно новых моделей (не разновидностей существующих машин!) почти десять лет назад. Во второй половине 2015-го на конвейере в Тольятти прописался XRAY, а в Ижевске начали выпускать Весту. Так что старт производства Лады Искры действительно Событие с большой буквы. Настолько важное, что может определить будущее АВТОВАЗа еще на много лет вперед.
О том, что такое Лада Искра, я подробно рассказывал еще год назад. Разработка новой бюджетной модели под кодом XJO началась в 2015 году, она задумывалась как замена Гранте и была включена в глобальное семейство автомобилей на модульной платформе CMF-B альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Рассекретить машину и поставить ее на конвейер вазовцы должны были еще в 2023-м, но годом ранее компания Renault ушла из России, оставив АВТОВАЗ без поставок компонентов. Искру тогда вынужденно отправили на реинжиниринг, поэтому первый показ седана состоялся летом 2024 года, а запустить производство удалось только сейчас.
Ну, как запустить… В мае с конвейера будет сходить лишь по десятку машин в неделю, и на них сборщики станут отрабатывать устранение неизбежных в таких случаях ошибок и нареканий. Даже в день торжественного старта я увидел на ленте конвейера только два кузова Искры, едва не затерявшиеся в потоке Грант: две модели будут выпускать на одной линии, которая два десятка лет назад была создана с нуля еще для Калины, а сейчас подверглась переоснащению.
Новые штампы, кондукторы и манипуляторы — это понятно, но вдобавок, например, организован отдельный участок для установки передней панели в салон: технологический процесс этой операции у Искры сильно отличается от грантовского, поэтому использовать тот же пост не получилось.
А что же сама Искра? В плане общего дизайна и оформления интерьера она осталась именно такой, какой задумывалась еще командой Стива Маттина. Вынужденный пересмотр коснулся узлов, агрегатов и электроники. Платформа CMF-B как таковая сохранена, но многие узлы и компоненты автомобиля пришлось заменить. Всего таких набралось около тысячи! Из них 600 — это детали, для которых найдены новые поставщики вместо зарубежных, а оставшиеся 400 — полностью новые или переделанные элементы. Вот оно, пресловутое «импортозамещение».