Теперь Jaguar XF и XJ имеют исполнение AWD, all-wheel drive. Драйв на все колеса!

Фото: Илья Хлебушкин | компания Jaguar

«Над Канадой небо сине, меж берез дожди косые...» Хоть похоже на Россию, но дождей сейчас мне совсем не нужно. Снег давайте! Ведь я прилетел сюда, за тридевять земель, чтобы испытать полноприводные Jaguar XF и XJ, а на улице - предательская капель!

Саймон Барнс, руководитель группы разработки полноприводных трансмиссий Jaguar, раньше работал на фирме Aston Martin: «Мы очень старались, чтобы и со всеми ведущими колесами у Ягуара остался узнаваемый заднеприводный характер»

Канаду англичане выбрали не случайно: полный привод здесь популярен, причем в северных провинциях до 70% автомобилей - с колесной формулой 4х4. Даже в Монреале, который расположен едва ли не на широте Сочи, в потоке постоянно встречаешь Audi и BMW с шильдиками «quattro» и «xDrive». А Ягуаров - раз-два и обчелся. Ведь единственной доселе «кошкой» с приводом на все четыре «лапы» был X-Type - тот, что на платформе от Mondeo, снятый с производства в 2009 году.

А теперь и XF, и XJ имеют исполнение с незатейливым названием AWD, all-wheel drive. Драйв на все колеса! Причем драйв исключительно «леворульный»: версий с правосторонним расположением баранки у полноприводных Ягуаров не будет.

Трансмиссия, которую полтора года испытывали на полигоне под городом Арьеплогом в Северной Швеции, напоминает именно xDrive. И не только концептуально: раздаточную коробку с электронноуправляемым пакетом мокрых фрикционов, подключающим передок при необходимости, выпускает та же корпорация Magna, которая с 2003 года делает xDrive для BMW.

Кстати, восьмиступенчатый «автомат» ZF 8HP на нынешних Ягуарах тоже «общий» с BMW. И когда спрашиваешь англичан, что было приоритетом при настройке полноприводных машин, безо­пасность или азарт, они отвечают без раздумий: конечно, драйв!

На многорядных федеральных трассах по пути от Монреаля к квебекскому городку Мон-Тремблану не порезвишься: патрули, камеры и драконовские штрафы за превышение скорости - до 10 тысяч долларов! А хочется. Потому что трехлит­ровый 340-сильный двигатель V6 с привод­ным нагнетателем позволяет не замечать 70-килограммовой прибавки от полноприводной трансмиссии - представительский Jaguar XJ AWD весит под две тонны, но разгоняется превосходно!

К счастью, от шоссе уходят в стороны грунтовые сельские дорожки - практически пустынные. Там вылетающий из поворота в широком скольжении или идущий под тягой боком по дуге пятиметровый представительский седан никого не шокирует. Класс! Если долгим десятисекундным нажатием кнопки полностью отключить систему стабилизации DSC, то под тягой можно заставить Jaguar XJ лихо закручиваться вокруг своей оси, ведь привод на задние колеса тут основной, постоянный. Но потом AWD поджимает муфту переднего привода, и - да здравствует all-wheel drive! О это ощущение вседозволенности на скользких покрытиях, так знакомое мне по моему BMW X3...

А если страхующую электронику усыпить не полностью, коротким нажатием кнопки отключив в режиме TracDSC только «антибукс»? Тогда получается этакое полуострое блюдо: Jaguar дает немного поскользить, но при активной работе рулем DSC тут же просыпается, прекращая веселье.

У мотора V6 3.0 - электронноуправляемый сдвоенный приводной нагнетатель типа Roots в развале блока цилиндров, двойной механизм регулировки фаз газораспределения (DIVCT), непосредственный впрыск Bosch и два балансирных вала
Привод на задние колеса — постоянный, на передние — через расположенную в раздаточной коробке фрикционную муфту: степенью ее блокировки (вплоть до полного замыкания) заведует электронный модуль TCCM (Transfer Case Control Modul), отслеживающий пробуксовку колес, положение руля, педали тормоза и массу других параметров
В выбираемых кнопками возле селектора «автомата» режимах Winter и Dynamic системы Jaguar Drive Control - разные алгоритмы работы полноприводной трансмиссии. На фото - Jaguar XJ
0 / 0

В целом стратегия управления муфтой у Ягуара и BMW схожая. Англичане тоже частично поджимают ее при трогании даже на асфальте - для уверенного старта. Потом, если зацеп под колесами хорош и нет пробуксовки, муфта размыкается - в движении Jaguar с шильдиком «AWD» по умолчанию остается заднеприводным. Но если задние колеса начинают пробуксовывать или система стабилизации с помощью датчиков понимает, что предел уже близок, электроника снова подключает передок - как правило, частично. Для того и нужны мок­рые фрикционы - диски, работающие в масле ATF (таком же, как и в «автоматах», менять которое нужно через каждые 80 тысяч километров), все время проскальзывают, передавая на передние колеса только требуемый процент тяги.

Какой? Это зависит от текущей ситуации - и от того, в каком из трех режимов находится система JDC, Jaguar Drive Control, которая контролирует электронноуправляемые амортизаторы, акселератор и трансмиссию. В обычном режиме Normal или спортивном Dynamic прио­ритет отдается заднему приводу - в движении электроника зажимает муфту максимум на четверть от максимально возможного.

А зимний режим Winter предполагает приоритет стабильности - минимум треть подводимого момента на передних колесах есть всегда, а в сложной ситуации (к примеру, когда оба задних колеса находятся на льду, а передние на асфальте) муфта блокируется полностью почти мгновенно, за 100 миллисекунд. Но отключать DSC в зимнем режиме бессмысленно: характер у Ягуара становится что у домашней кошки - реакции на газ смягчаются, «автомат» предпочитает передачи повыше... Зато безопасно.

Кстати, на скорости более 200 км/ч в любом из режимов Ягуары с AWD становятся строго заднеприводными - для экономии топлива (точно так же поступает и электроника xDrive).

Раздаточная коробка Magna - с отбором мощности на передний мост шес­тернями и сервоприводом многодисковой муфты
У полноприводных машин переделан передний подрамник, перенесены точки крепления двигателя и выпускной системы, иная конструкция поворотных кулаков. А правый приводной вал проходит через поддон картера двигателя!
0 / 0

А что же Jaguar XF? Он был «на сладкое» - мне предстояло провести с ним день на снежно-ледовой трассе гоночного трека Mecaglisse. Но то ли глобальное потепление наступает, то ли просто не повезло - в отеле неподалеку от трека утром меня разбудил звук декабрьской капели. Какая боль! Чтобы не разбить трассу, на «боевой» круг нас не выпустили, а вместо ледяной «змейки» на боковой дорожке - стоящие на асфальте конусы… После старшего брата XF показался более дерзким и порывистым, но нюансы настройки полноприводной трансмиссии придется выяснять уже в России.

Заказы уже открыты, причем доплата за шильдик «AWD» умеренная: 145-160 тысяч рублей. В полноприводных версиях британцы надеются продавать в России хотя бы 20% Ягуаров XF и XJ. Похоже, здорово скромничают! Ведь полный привод у «пятерок» BMW и «шестерок» Audi выбирает около 40% покупателей, а у Мерседесов S-класса, «семерок» BMW и Audi A8 - все 70-90%!

Полным приводом оснащаются только Ягуары с бензиновой «шестеркой», и цены на Jaguar XF AWD начинаются от 2 млн 880 тысяч рублей. Для сравнения: Audi A6 3.0 TFSI quattro с тем же набором опций обойдется в 2 млн 988 тысяч рублей, BMW 535i xDrive - в 3 млн 100 тысяч рублей, а Mercedes-Benz E 350 4Matic - в 3 млн рублей.

А Jaguar XJ AWD за 4 млн 320 тысяч руб­лей - еще более выгодное предложение. Ведь и Audi A8 3.0 TFSI quattro, и BMW 730d xDrive с похожим набором опций будут тысяч на четыреста дороже. Интересно, продолжат ли у нас после этого покупать заднеприводные Ягуары?

Паспортные данные
Автомобиль Jaguar XF 3.0 AWD Jaguar XJ 3.0 AWD
Двигатель бензиновый, снепосредственным впрыском топлива иприводным нагнетателем
Расположение спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров шесть, V-образно шесть, V-образно
Рабочий объем, см3 2995 2995
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 84,5/89 84,5/89
Число клапанов 24 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 340/200/6500 340/200/6500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 450/3500-4000 450/3500-4000
Коробка передач 8-ступенчатая, автоматическая 8-ступенчатая, автоматическая
Привод подключаемый полный подключаемый полный
Передняя подвеска независимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Максимальная скорость, км/ч 250 250
Время разгона 0-100 км/ч, с 6,4 6,4
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 9,8 9,9
Выбросы CO2, г/км 229 234
Емкость топливного бака, л 70 70

Рекомендованные статьи