Леонид Голованов и 570-сильный SLS AMG Roadster

Фото: компания Daimler AG

Mercedes-Benz SLS AMG Roadster плывет по узким монакским улочкам подобно океанскому катеру, под утробное бульканье в глушителе. Стоп, малый вперед, право руля... Тесно тут огромной и мощной машине. Но здесь ее родина: первый скоростной родстер Daimler прозвали женским именем Мерседес именно на Лазурном Берегу. И теперь 570-сильный преемник салютует раскатами гулкого выхлопа - Ave Maria de las Mercedes! При чем тут Дева Мария?

Родстер выглядит сногсшибательно. Потрясающе. Крышесноси... Да-да, особенно без крыши. С поднятым верхом все время вспоминается «настоящий» SLS AMG - который Gullwing: купе с дверьми типа «крыло чайки». Но стоит 12 секунд подержать нажатой гашетку между сиденьями - и пантографы хитросложенного механизма Webasto бесшумно уберут следы сожаления вместе с мягким верхом. Рельеф мускулатуры обтекаемого легкосплавного тела, длинный моторный отсек истинного истребителя, мощная короткая корма. Идеал.

Но как жаль, что Roadster мягче, чем то «Крыло чайки», на котором я утюжил мексиканские автострады Карреры Панамериканы полтора года назад (АР №14-15, 2010)! «Руль точный, «прозрачный» и в меру тяжелый... подвеска жесткая, но в полушаге от дискомфорта...» Куда что девалось? Скошенная снизу баранка покачивается в руках слишком легко - настолько, что часто не хватает элементарного возвращающего действия, и при выходе из очередной «шпильки» Mercedes рыскает своим роскошным передком из-за твоих ошибочных действий. И, увы, переключение в «спорт» ужесточает подвеску, но не «очищает» руль.

Открытый алюминиевый кузов весит 243 кг: он всего на 2 кг тяжелее, чем у купе (обратите внимание на коробчатые усилители на задней стенке кабины). Развесовка — те же 47:53. Двигатель с сухим картером соединен с отнесенным назад преселективным «роботом» Getrag алюминиевой трубой с углепластиковым приводным валом внутри. Спереди — композитные углекерамические тормозные диски, сзади — обычные, металлические

Стоп. Откуда здесь электронноуправляемые амортизаторы? И что обо всем этом сказал бы Эмиль Еллинек - а главное, в каких выражениях?

Как он костерил руководство фирмы Daimler Motoren Gesellschaft! Ослы, писал он им в ежедневных телеграммах, лицемеры, иезуиты! «Отсюда я могу слышать, как вы говорите «это невозможно», - с издевкой телеграфировал Еллинек с Лазурного Берега в Канштатт. - Но вы уж там постарайтесь!»

Дипломат и бизнесмен Еллинек, не будучи инженером - он был всего лишь очень богатый человек, способный продать десятки машин своим соседям по Лазурному Берегу, - вознамерился диктовать Готтлибу Даймлеру и его главному конструктору Вильгельму Майбаху, каким должен быть автомобиль не ­завтрашнего, а послезавтрашнего дня! В те времена и Даймлер, и Бенц, и Панар с Левассором, и Лонер с Порше строили фактически конные повозки, только без лошади. А Еллинек хотел большего. Удлинить колесную базу, расширить колею, смонтировать на раме двигатель как можно ниже, чтобы машина не опрокидывалась на виражах. И никаких свечей накаливания - только новомодное искровое зажигание от магнето Роберта Боша!

Все компоненты двухрычажной подвески — легкосплавные (конечно, за исключением прутка стабилизатора поперечной устойчивости). Амортизаторы теперь с электронным управлением, но дифференциал — по-прежнему самоблокирующийся, с дисковой муфтой

Конечно, идея носилась в воздухе - если бы не Еллинек с Майбахом, чуть позже это сделали бы другие. Но факт - именно непрофессионал заказал и оплатил первую автомобильную революцию. Недаром именно тот двухместный 35-сильный родстер Даймлера, который Еллинек с таким нетерпением встречал на железнодорожном вокзале Ниццы 22 декабря 1900 года, считается первым современным автомобилем с drop chassis, пониженным шасси. Максимальная скорость - до 85 км/ч, средняя на серпантинах Ниццы - около 40 км/ч...

Сейчас бортовой компьютер родстера SLS AMG высвечивает скромные 33 км/ч - не полетаешь нынче на дорогах общего пользования. Но если на этом Мерседесе прокатился бы Еллинек, он бы умер от счастья - вот чего он хотел от Майбаха! Скорости, красоты и комфорта.

И «электронную» подвеску Еллинек бы одобрил. Ведь он был прежде всего коммерсантом и всегда яростно отстаивал права своих покупателей. Если владельцы жалуются на жесткий ход - будьте любезны исправить!

Одна из кнопок на тоннеле теперь заведует амортизаторами, а управление задним антикрылом перенесено на центральную консоль. Оперировать крышей можно на скорости до 50 км/ч крупной клавишей между сиденьями

Подрулевые лепестки «робота» приятно холодят руки, но передачи переключаются с задержками

Электронноуправляемые амортизаторы - этакая «работа над ошибками», причем точно такая же подвеска теперь и у купе. Вы, конечно, можете заказать «спортпакет» с обычными амортизаторами, но, по словам людей из AMG, ездить с ним можно разве что по треку: дескать, зубодробительный. А Roadster с «электронной» подвеской теперь больше всего напоминает... Jaguar XK-R. Отныне SLS AMG такой же мягкий в «комфортном» режиме - и даже в «спорте» точно так же доворачивает кормой в быстрых виражах.

Может, дело в жесткости кузова? Но даже без крыши Roadster - монолит: 18000 Нм/град на скручивание. На колдобинах даже в спортивном режиме подвески не дрожат ни усиленная стальными трубами рамка лобового стекла, ни руль, ни зеркала. Кстати, Roadster всего на 40 кг тяжелее купе, и это позволило сэкономить на настройках подвески - они едины для обеих версий.

Нужно «залить» красным всю полоску на экране, сильнее нажимая на тормоз, — без этого не активировать режим Race Start. Да, и руль прямо!
AMG Performance Media: на дисплей можно вывести индикатор перегрузок, конфигурации избранных гоночных трасс и даже записать телемет­рию через USB
0 / 0

Само собой, шасси осталось столь же послушным - как и купе, Roadster скользит плавно и предсказуемо. Фантастика: заднеприводный автомобиль с 570-сильным мотором позволяет смело, без дрожи в коленках, с отключенной ESP «ставить на грип» передок на входе в повороты и выходить из виражей с легким заносом!

А как рычит и грохочет при этом атмосферная шестилитровая «восьмерка»... Особенно на свободных от трафика серпантинах возле Ла Турби. Век с лишним назад тут соревновались в «подъеме на холм» первые Даймлеры-Мерседесы с громогласными «четверками» - тоже, кстати, объемом под шесть литров. Но о такой красоте звука никто в те времена и мечтать не смел. Приглушенное клокотание с «низов», яростный звериный рев под полным дросселем на «верхах» - и рвущая барабанные перепонки шрапнельная канонада при сбросе газа. А когда ты со сложенной крышей пролетаешь прорубленные в скалах короткие тоннели, все это великолепие обрушивается на тебя в многократно усиленном виде.

Ave Mercedes!

Без «крыльев чайки» кокпит потерял в обаянии, но ощущение промышленного качества стало даже сильнее. Коленных подушек безопасности две — и слева, и справа

Жаль одного - сюда бы прежнюю пассивную подвеску. А с таким «ватным» рулем хочется ездить не спеша. Да еще эти задержки у преселективного «робота»...

Раньше было хуже: SLS AMG трогался с заметной ленцой. Теперь коробку перепрограммировали, но резко сорваться с места все равно не выйдет, а в ручном режиме смена передачи заметно отстает от щелчка металлическим лепестком. Иногда настолько, что хочется сразу вернуть обычный «комфортный» режим поворотом рукоятки на тоннеле.

Увы, Mercedes SLS AMG так и не стал ближе к Ferrari 458 или Porsche 911. Их воспринимаешь как восхитительную драйверскую игрушку, а этот... Впрочем, ничего себе игрушка за триста тысяч евро!

Крыша Webasto складывается бесшумно и быстро на скоростях до 50 км/ч, в верхнюю часть каркаса спрятаны занавески безопасности. За доплату — обогреватели шеи Airscarf в спинках кресел

Большинству наверняка понравится: сверхмощный и сверхдорогой SLS AMG стал обращаться с неподготовленным водителем мягче, деликатнее. Милосерд­нее. А милосердие, между прочим, «зашито» в название марки Mercedes самим крестным отцом!

Все мы читали про то, как Mercedes был назван в честь очаровательной дочурки Эмиля Еллинека. На самом деле та кудрявая девочка, третий ребенок Еллинека от его первого брака, была крещена как Адриана Мануэла Рамона. Но позже отец действительно нарек ее «дополнительным» именем Мерседес - равно как и... всех остальных шестерых детей и от первого, и от второго брака! Более того, Мерседесами Еллинек называл не только детей, но и всю свою собственность - включая виллы, отели, яхты и автомобили! Да и сам он с 1903 года официально взял себе вторую фамилию - Еллинек-Мерседес.

Что за блажь?

У родстера тоже есть крылья — вернее, крылышки-накладки, которыми он машет при трансформации крыши

Выдвижной спойлер — как у купе, а объем багажника меньше всего на три литра

Сын известного своими исследованиями каббалы лейпцигского раввина ­Аарона Еллинека, Эмиль Еллинек был католиком и очень суеверным человеком. Сейчас уже трудно сказать, когда именно он взял своим талисманом испанское имя Мерседес. Скорее всего, после смерти в 1893 году матери Адрианы-Рамоны, первой супруги Еллинека, - Рашель Гоггман Сенробер была католичкой родом из сефардов, испанских евреев. В Испании особо почитаема Maria de las Mercedes, Дева Мария Милосердная (от латинского «merces», «дары»), и испанских девочек часто называют Мерседес (с ударением на второе «е») в честь Богородицы. Вот и Еллинек после смерти жены взял за правило «освящать» этим именем не только детей, но и все, чем он владел и с чем соприкасался. В том числе и продаваемые им Даймлеры.

Теперь понимаете, что Mercedes - не просто имя? Mercedes - значит «милосердный» или «милостивый»! А как вы ­яхту назовете...

SLS AMG Roadster - стопроцентный Mercedes. Милостивый Бенц, который даже с 570-сильным мотором остается мягким­ и всепрощающим. Как Maria de las Mercedes.

Паспортные данные
Автомобиль Mercedes-Benz SLS AMG Roadster
Тип кузова родстер
Число мест 1
Размеры, мм длина 4638
ширина 1939
высота 1261
колесная база 2680
колея передняя/задняя 1682/1653
Снаряженная масса, кг 1585
Полная масса, кг 1975
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно
Рабочий объем, см3 6208
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 102,2/94,6
Степень сжатия 11,3:1
Число клапанов 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 571/420/6800
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 650/4750
Коробка передач роботизированная, 7-ступенчатая
Передаточные числа I 3,40
II 2,19
III 1,63
IV 1,29
V 1,03
VI 0,84
VII 0,72
главная передача 3,67
Привод задний
Рулевое управление реечное с гидроусилителем
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины передние 265/35 R19
задние 295/30 R20
Максимальная скорость, км/ч 317*
Время разгона 0-100 км/ч, с 3,8
Расход топлива, л/100 км, смешанный цикл 13,2
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 308
Емкость топливного бака, л 85
* Ограничена электроникой

Mercedes I, II, III...

На Лазурном Берегу консул Австро-Венгрии Эмиль Еллинек был известен как «мсье Мерседес». Это имя носили обе его виллы на главной улице Ниццы Променад дез'Англе (Villa Mercedes I и Villa Mercedes II), все три яхты (Mercedes I, II и III)... И все его автомобили. В те годы они были в новинку и стоили очень дорого, но Еллинек был успешным бизнесменом (страховые операции и игра на бирже), обожал скорость и не только сам ездил за рулем (к примеру, четырехколесный Benz Velo появился у него еще в 1893 году), но и продавал безлошадные экипажи соседям-миллионерам - к примеру, барону Ротшильду. При этом эксцентричный мсье Мерседес продвигал исключительно собственный бренд. «Вы можете называть свои автомобили как угодно, - диктовал Еллинек свои условия самому Готтлибу Даймлеру. - Но те машины, которыми торгую здесь я, будут носить имя Mercedes!»

Эмиль Еллинек с дочерью Адрианой в середине 1890-х: ее мать умерла в 1893 году, когда девочке было четыре года. Сама Адриана скончалась ­в ­ бедности в 1929 году от туберкулеза

О существовании фирмы Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) мсье Мерседес узнал в 1896 году из рекламки в сатирическом вестнике Fliegende Blatter. После поездки в Канштатт на фабрику DMG Еллинек купил фаэтон Phoenix с уникальным тогда четырехцилиндровым мотором и фактически стал дилером Даймлера на Лазурном Берегу, продавая эти машины десятками и принимая участие в гонках. В марте 1900 года Еллинек выставил на гоночном уик-энде в Ницце два специально построенных Феникса, но один из них, заявленный под именем Mercedes II, во время скоростного подьема к Ла Турби перевернулся в первом же повороте, похоронив под собой старшего механика DMG. В Канштатте хотели было отказаться от гонок вообще, но Еллинек яростно отстаивал необходимость такого рода рекламы - и связал аварию с несовершенством высокого, неустойчивого автомобиля. «Ваша машина - кокон, а мне нужна бабочка!»

Позднее сам Вильгельм Майбах, в то время главный конструктор DMG, признавал соавторство Еллинека в создании «бабочки» - автомобиля, который вошел в историю как Mercedes 35 PS. У него были низкий центр тяжести, удлиненная колесная база, широкая колея, называемая ныне классической компоновка и упрощенное управление с помощью руля, рычага коробки передач и трех педалей. Четырехцилиндровый двигатель объе­мом 5,9 л (35 л.с.) обеспечивал машине скорость до 75 км/ч, а в гонке Даймлеры-Мерседесы разгонялись до 85 км/ч!

Это был успех: мсье Мерседес был признан официальным дилером DMG в Европе и США, марку Mercedes запатентовали 23 февраля 1902 года, осенью Мерседесы показали на Парижском автосалоне под портретом дочери Еллинека Адрианы Мануэлы Рамоны Мерседес. А сам пятидесятилетний Еллинек в июне 1903 года официально взял себе вторую фамилию - теперь он подписывался как E. J. Mercedes.

Это был его звездный час - а потом все покатилось под уклон. Эмиль Мерседес все сильнее прессовал Daimler, яростно критикуя изъяны в надежности и «самые шумные в мире трансмиссии». В 1905 году в DMG учредили собственного дистрибьютера во Франции, а Еллинек-Мерседес стал больше заниматься дипломатической службой и своими казино и отелями (один из которых, конечно, носил название Mercedes). Был ли дипломат Еллинек шпионом? Сие нам неведомо, но с началом Первой мировой правительство Франции конфисковало всю (!) его собственность, и умер бывший миллио­нер в нейтральной Швейцарии в 1918 году. Позже его прах перенесли в семейный склеп католического кладбища в Ницце, где покоилась первая супруга, - на нем выбито по-французски «Emile Jellinek-Mercedes (1853-1918), pionnier de l'automobile».

А марка Mercedes развивалась своим чередом - уже без мсье Мерседеса и без Майбаха, который покинул DMG в 1907 году. В 1926 году Daimler поглотил конкурирующую фирму Benz & Cie, и автомобили начали называться Mercedes-Benz. Прямым преемником первого Мерседеса были родстеры 20-х типа S/SS/SSK, разработанные при участии Фердинанда Порше - рядная «шестерка» 6.8 с компрессором Roots в базовой версии развивала 180 л.с., а облегченный на 200 кг Mercedes-Benz SSKL (Super Sport Kurz Leicht - «суперспортивный, короткий, легкий») с двигателем объемом 7,1 л (300 л.с.) был способен разгоняться до 235 км/ч!

Потом на смену типу S пришли модели 380, 500K и 540K - более роскошные, но тяжелые и с менее мощными компрессорными рядными «восьмерками». А после Второй мировой войны, в 1954 году, появилось сначала легендарное «Крыло чайки», а потом, в 1957 году, и открытый 300 SL: родстер был тяжелее купе на 100 кг и отличался модернизированной рамой, обычными дверьми и более совершенной задней подвеской вместо коварных качающихся полуосей. Интересно, что и Gullwing, и родстер в Штутгарте начали разрабатывать по инициативе американского дилера Макса Хоффмана - повторение истории с Еллинеком!

Потом в истории суперкаров Mercedes-Benz была долгая пауза. Конечно, можно вспомнить среднемоторные автомобили Mercedes-Benz CLK GTR из омологационной серии - для участия в Ле-Мане во второй половине 90-х было построено 26 купе и шесть родстеров, которые различались оформлением передка и стоили более $1,5 млн. Но серийным наследником стал лишь Mercedes-Benz SLR McLaren образца 2003 года - и родстер на его базе, который выпускался с 2007 по 2009 год. В 2010 году ему на смену пришел SLS AMG - на нынешний момент продано уже более двух тысяч машин, а Roadster образца 2012 года еще больше увеличит спрос. Если все это наблюдает с небес мсье Мерседес, то наверняка с удовлетворением...

На этом 24-сильном фаэтоне Daimler Phoenix образца 1897 гогда Еллинек выступал в гонках. Автомобиль был сконструирован Майбахом вокруг уникального на тот момент четырехцилинд­рового двигателя Phoenix
Mercedes-Benz 300 SLR, гоночный спайдер сере­дины 50-х на основе автомобиля Формулы-1 —­ рядная трехлитровая «восьмерка» (290—310 л.с.) и «максималка» до 290 км/ч
Под прессингом Еллинека Майбах видоизменял конструкцию: гоночный родстер Phoenix 23 PS 1899 года был ниже фаэтона...
Родстер Mercedes-Benz 300 SL (1957—1963 гг.) на базе «Крыла чайки» оснащался той же трехлит­ровой «шестеркой» с механическим непосредственным впрыском Bosch мощностью 215 л.с. Максимальная скорость — 250 км/ч. Выпущено 1858 машин
0 / 0

...а революцией стал знаменитый Daimler-Mercedes 35 PS, который считается первым автомобилем «современного» вида (осень 1900 года)
Mercedes-Benz CLK GTR (1998—1999 гг.) создавался при участии специалистов AMG: V12 6.9 мощностью 612 л.с., «максималка» 320 км/ч и разгон до сотни за 3,8 с
0 / 0

Mercedes-Benz SSKL блистал на гоночных трассах в 1931 и 1932 году — за характерный цвет и немалые размеры (более 4,5 м в длину) эти машины прозвали «белыми слонами»
Открытый Mercedes-Benz SLR McLaren (2007—2009 гг.) выпускался в британском Уокинге: углепластиковый монокок, компрессорная «восьмерка» 5.4 мощностью 626 л.с., 334 км/ч и 3,8 с до сотни
0 / 0

Рекомендованные статьи