Максим Кадаков поездил на новом седане Citroen C-Elysee. Много ли в автомобиле французского?

Фото: компания Citroen | Максим Кадаков

Прищуривщись, я держу на вытянутой руке сжатый кулак с оттопыренным вбок большим пальцем. Парень из команды технического персонала Ситроена оживился: - Как римский император, решаешь, куда повернуть палец - вверх или вниз? - Нет, прикрываю фалангой эмблему. - И не видишь в C-Elysee ничего французского? Я тоже.

Электрический замок багажника у «Сэ-Элизе» не имеет наружной ручки: его можно открыть либо кнопкой на передней панели, либо с ключа. Зато под действием пружины крышка сама приподнимается на половину своего хода. Но зачем тогда выемка под пальцы в заднем бампере?

- Тесты показали, что зимой в ваших широтах крышка багажника часто примерзает, а выемка позволяет поддернуть ее рукой.

Седан - это не по-французски. И уж тем более не по-ситроеновски. Поэтому , самое французское из всех возможных имен, кажется мне неуместным. Оно подошло бы роскошному купе или футуристическому концепт-кару, но никак не бюджетному седану.

Окрашенный «под металл» пластик передней панели — как в хэтчбеке С3: не сразу подмечаешь, что пластмасса везде жесткая. Здесь показан интерьер машины в «топовом» исполнении — с климат-контролем, аудиосистемой и четырьмя электростеклоподъемниками

Ситроен Елисейский? Так и вижу, как парижанка мучается на притротуарной парковке, пытаясь растолкать местечко для машины длиной 4,4 м (парковка «бампер-в-бампер» обычное для Парижа дело). К чему ей хвост багажника и лишние полметра длины? На «булочке» С3 явно сподручнее, чем на этом «багете»!

Париж, Елисейские Поля и пристрастия французов здесь ни при чем: в большинстве стран Западной Европы C-вообще продавать не будут. В последние годы Группа PSA выживает преимущественно за счет восточных рынков. Предполагается, что к 2020 году каждый второй Citroen будут продавать за пределами Старого Света. А в китайский храм, турецкую мечеть, да и в наш монастырь со своим уставом лучше не соваться. Восток любит седаны!

Передние сиденья по-французски мягкие, но дискофорта нет. У машины в «высоких» комплектациях водительское кресло регулируется по высоте. Подлокотник я держал поднятым: в горизонтальном положении он мешает переключать передачи

Впервые на горло собственной песне французы наступили в 1994 году, когда специально для китайского рынка сделали седан из старого хэтчбека ZX. Машинка получилась страшненькой, но в Китае пользовалась огромной популярностью - в том числе у автомобильных пиратов, которые копировали кузов и шасси, но не могли правильно настроить капризную заднюю торсионную подвеску, отчего «копии» управлялись безобразно.

В 2008 году после очередной модернизации ZX-седан сменил местное прозвище Fukang на благозвучное имя С- (китайцы падки на все европейское). Его-то французы и решили закрепить за новой машиной, причем на всех рынках. По-нашему - Це Елисей?

Проектировать новый седан начали четыре года назад. В качестве базы рассматривались два варианта - Платформа 1 (Citroen С3) и Платформа 2 (С4 и С5). Остановились на первом варианте - дешевле и меньше противоречий с более крупным седаном C4 L.

Унифицированные для всех версий приборы — без затей и без указателя температуры охлаждающей жидкости

Аудиосистема управляется подрулевым джойстиком. Ключ зажигания — со складным жалом

Поскольку C- изначально проектировался как седан, от донорского С3 остались лишь узлы подвески, передний подрамник и некоторые силовые панели кузова. Передняя колея стала шире на 35 мм, а задняя - на 10 мм. Колесную базу растянули до 2652 мм: это больше, чем у главных конкурентов, среди которых называются Hyundai Accent/Solaris, Skoda Rapid, Chevrolet Aveo и седан Volkswagen Polo российской сборки.

Logan? На пресс-конференции в Барселоне, куда я отправился для знакомства с С-, о нем не было сказано ни слова. Но даже беглый осмотр Елисея не оставляет сомнений: бюджетный Renault был исследован инженерами Группы PSA вдоль и поперек, чтобы не перейти ту грань, за которой автомобиль превращается в откровенно дешевый.

Взять хотя бы стеклоподъемники. Устанавливать кнопки на всех дверях дорого, поэтому даже у нового Логана они остались в самой неудобной зоне - в нижней части центральной консоли. А в Елисее кнопки сосредоточены в более удобном месте - около рычага коробки передач, причем их не две, а четыре. Кнопки для задних пассажиров размещены в торце центрального тоннеля (как в Логане), но они подняты выше и уже не пачкаются грязной обувью.

По запасу пространства для ног не уступает лифтбеку Skoda Rapid, а на уровне плеч ширина салона Ситроена меньше лишь на 20 мм. Но из-за ниспадающей крыши рослые люди касаются головой потолка, кнопки стеклоподъемников — на центральном тоннеле, а вместо полноценных подголовников — два «нароста»: спасут ли они от хлыстовых травм?
На базовых машинах заднее сиденье прикручено намертво, а на версиях подороже оно складывается по частям: спинка ложится на подушку, образуя заметную ступеньку и горбик
0 / 0

Красивый руль, вписанные в окружности клавиши климат-контроля и древний матричный дисплей аудиосистемы - от хэтчбека С3. У него же заимствована идея передней панели с блестящей лакированной пластмассой.

Похоже, что с С3 перекочевали и механизмы открывания дверей - они распахиваются на сравнительно небольшие углы. Но дверные проемы у Елисея шире, поэтому даже на заднее сиденье я пробираюсь легко и усаживаюсь с приличным зазором по коленям и почти враспор с крышей: заявленных 848 мм от подушки до потолка все же маловато. В задних дверях нет даже мелких карманов, а вмес­то рукояток - «логановские» кармашки.

- Над дверью переднего пассажира нет рукоятки.

- А зачем она, если спереди есть удобная дверная ручка под естественный хват?

Гийом Клерк руководил созданием Елисея и знает о машине все. Наизусть помнит, где и на чем сэкономили. Говорит, что предсерийные образцы гоняли в хвост и в гриву по дорогам всех типов. Четыре миллиона тестовых километров раскрыли французам глаза: кривоватая брусчатка Елисейских Полей - это автобан по сравнению с асфальтом в нашей глубинке.

Citroen и его двойник Peugeot 301 выпускаются на заводе в испанском городе Виго — там же, где собирают модели Berlingo/Partner и C4 Picasso. План на следующий год — 30 тысяч машин, а затем испанцы должны ежегодно выпускать по 100 тысяч Елисеев. Крупнейшие рынки — Китай, Россия, Турция. Но география экспортных поставок заметно шире: Украина, Греция, Румыния, некоторые страны Центральной Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока. «Русификация» пока не предусматривается: к нам будут поставлять машины из Виго. В Западной Европе французы не стремятся продавать «неситроеновский» Citroen — к чему портить имидж? Но среди европейцев тоже немало людей с низким уровнем доходов, да и шила в мешке не утаить: если выпускается в Испании, то почему бы не попробовать его там продавать? На следую­щий год испанцам выделена квота в 3700 машин. Уверен — раскупят!

Усилен кузов в местах крепления подвески. На всех дверях появились двойные уплотнители «по кругу». Воздухозаборник системы питания двигателя подняли выше двойного шеврона на решетке радиатора. В дверях клепаные соединения уступили место резьбовым: они допускают меньшие деформации при тряске, а потому более долговечны. Лобовое стекло оснащено подогревом в зоне «парковки» щеток стеклоочистителей, а у кондиционера появилась кнопка «Max» - для предельно быстрого охлаждения нагретого солнцем салона.

- На незагруженной машине клиренс составляет 140-150 мм в зависимости от модификации. Это на 20 мм больше, чем у С3. По-моему, достаточно. И если для хэтчбека мы специально разрабатывали «восточную» подвеску, отчего машина кажется приподнявшейся на цыпочках, то С- изначально проектировался под ваши условия, поэтому колесные арки смотрятся гармонично.

Эх, Гийом! Если бы я входил в состав команды разработчиков, то настоял бы на увеличении клиренса на дополнительные 20 мм. Низшая точка - поддон двигателя, который сейчас ничем не защищен. Поставь сюда металлическую защиту, для которой вы предусмотрели мес­та крепления, и она вместе с зазором «съест» эти 20 мм. А работать зимним утром бульдозером во дворе - занятие не из приятных.

Двери открываются на не очень большие углы, но посадка даже на заднее сиденье не вызывает проблем

А как настроена подвеска?

- Разрабатывать несколько вариантов шасси для разных рынков мы посчитали нерентабельным. Долго подбирали сайлент-блоки, амортизаторы, настраивали усилитель руля - и в итоге оставили лишь два варианта: «бензиновый» и «дизельный».

Снова опрометчиво, Гийом!

Машин с «младшим» бензиновым мотором 1.2 VTi (72 л.с.) в тестовом парке не оказалось. Беру 115-сильный C- 1.6 VTi.

У мягкого сиденья - широченный диапазон регулировки по длине, а вот руль по вылету не регулируется. Пожалели поставить рулевую колонку от С3?

Обивка дверей из грубого пластика диссонирует с приятной на вид передней панелью. Бесформенные карманы в передних дверях сделаны по принципу «чем больше, тем лучше», а в задних дверях их почему-то нет
Обивка дверей из грубого пластика диссонирует с приятной на вид передней панелью. Бесформенные карманы в передних дверях сделаны по принципу «чем больше, тем лучше», а в задних дверях их почему-то нет
0 / 0

Придвигаюсь чуть ближе, улыбаюсь крупным наружным зеркалам, морщусь от серенького привода коробки передач - и только теперь замечаю, что в передних дверях нет треугольных окошек, которые стали общим местом всех Ситроенов. Настоящий седан!

Что такое 115 л.с. в сочетании с пятиступенчатой «механикой» для машины массой 1100 кг? В городе - бодренько. На шоссе - приемлемо. А удивило то, что двигатель крутится до 6500 об/мин, хотя красная зона тахометра начинается с пяти тысяч. Тоже унификация: на все машины устанавливается одна панель приборов.

Шумновато. На 100 км/ч в салон пробивается свист ветра, слышен гул шин. Но главный поставщик шумов - мотор, который работает на повышенных оборотах. На скорости 120 км/ч стрелка тахометра показывает 3400 об/мин. Сюда бы шестиступенчатую коробку! Но ответ месье Клерка я знаю наперед: «Дорого».

Но неужели здесь и впрямь электрический усилитель руля? Как им удалось обеспечить столь правдивое усилие?

Кнопки стеклоподъемников расположены у рычага коробки передач — бюджетное, но не ущербное решение. Переносная пепельница хранится в подстаканнике, в который не помещаются высокие бумажные стаканы и даже некоторые смартфоны
Ситроенов без странностей не бывает: круглый дисплей блока климат-контроля не отображает температуру подаваемого в салон воздуха — придется «нащупывать тепло» опытным путем
Через USB-разъем аудиосистема читает аудиофайлы с внешних носителей. Мобильный телефон можно подключить к бортовой системе связи через Bluetooth-протокол
Все как на «взрослых» машинах: кнопочное открывание электрозамка багажника, задний парктроник и отключаемая система стабилизации
0 / 0

Отменное шасси! В быстрых виражах - легкий крен, незначительное «облегчение» руля, плавный доворот внутрь с падением скорости и деликатное подключение к делу системы стабилизации. «Затычные» шпильки, повороты средней крутизны и скоростные профилированные виражи даются Елисею непринужденно - и столь же легко машина идет по брусчатке и драному асфальту испанской глубинки. Вот это баланс! Конечно, мы еще посмотрим, какими шинами будут комплектовать российскийC-Elysee. Но на породистых 16-дюймовых покрышках Michelin Energy - кайф.

Не хуже и дизельный 90-сильныйC-Elysee. Поскольку мотор тут тяжелее, подвеска должна быть жестче. Но на деле - все те же приятная плотность и удивительная покладистость в поворотах, сдобренная благородным усилием на баранке. Конечно, дизель заметно шумнее, и нужда в шестой передаче становится еще острее. Зато он в полтора раза экономичнее: у меня вышло всего 6л/100 км против 8,5 л/100 км у бензиновой версии в том же среднединамичном режиме.

Автоматической коробки для дизельной версии не предусмотрено вовсе - во многом это объясняется тем, что основным «дизельным» рынком остаются восточноевропейские страны (а не Китай с Россией), а там спрос на компактные «автоматические» машины не слишком высок: люди считают каждую копеечку. По этой же причине предполагается, что около половины продаж придется на самые простые версии, а еще около трети - на машины в комплектациях не выше средней.

Нажимаешь кнопку — и подпружиненная крышка багажника приподнимается. Выемка в бампере — на случай, если крышка примерзнет: тогда ее можно поддеть пальцами
Емкость обшитого ворсовым материалом багажника — 506 литров (у Акцента — 455 л, у Рапида — 550 л). Грузить тяжелые чемоданы мешает высокий порог (беда всех седанов) и узкий проем, а часть пространства съедают петли
В голую крышку багажника вмонтированы пластиковые рукоятки для закрывания: дешево и сердито
Под полом хранится полноразмерное запасное колесо и есть местечко для автомобильной мелочовки
0 / 0

В пару к «младшему» бензиновому мотору в следующем году предложат пятиступенчатую роботизированную коробку, а компанию 115-сильному двигателю составит четырехступенчатый гидромеханический «автомат».

У нас C-Elysee появится в первом квартале будущего года- от 455900 рублей за базовую версию с мотором 1.2 VTi (72 л.с.), механической коробкой передач и без кондиционера. Более подробный список оснащения пока не раскрыт, но известно, что адаптация к российскому рынку включает двойные уплотнители дверей, дополнительную защиту двигателя и обогрев нижней части лобового стекла.

Турбодизель прикрыт полужестким кожухом — это недорогая тепло- и шумоизоляция
Даже на дизельной версии капот лишен шумоизоляции
0 / 0

Для начального седана это, конечно, дороговато. Но ведь и автомобиль неплох!

Хоть и не похож на Citroen. А корпоративный двойник Peugeot 301 внешне отличается от Елисея только эмблемами и декором. Может, он еще лучше Ситроена? Скоро узнаю - на турецких дорогах, которые так похожи на российские.

Двойные уплотнители — на всех дверях
На российских машинах появится стальная защита моторного отсека
Сзади — полузависимая подвеска и барабанные тормоза
0 / 0

Паспортные данные
Автомобиль Citroen C-Elysee
Модификация 1.2 VTi 1.6 VTi 1.6 HDi
Тип кузова 4-дверный седан 4-дверный седан 4-дверный седан
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 506 506 506
Снаряженная масса, кг 1029 (1035)* 1090 (1141) 1090
Полная масса, кг 1485 (1490) 1551 (1590) 1548
Двигатель бензиновый бензиновый турбодизель
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1199 1587 1560
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 75,0/90,5 78,5/82,0 75,0/88,3
Степень сжатия 11,0:1 11,1:1 16,0:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 72/53/5500 150/110/6200 91/67/3500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 110/3000 196/4200 230/1750
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая (роботизированная, 5-ступенчатая) механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая) механическая, 5-ступенчатая
Привод передний передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные барабанные барабанные
Шины 185/65 R15 или 195/55 R16 185/65 R15 или 195/55 R16 185/65 R15 или 195/55 R16
Максимальная скорость, км/ч 160 (н.д.***) 188 (188) 180 (180)
Время разгона 0-100 км/ч, с 14,2 (н.д.) 9,4 (10,8) 11,2
Расход топлива, л/100 км городской цикл 7,0 (6,3) 8,8 (10,0) 4,9
загородный цикл 4,3 (4,6) 5,3 (5,6) 3,9
смешанный цикл 5,3 (5,2) 6,5 (7,3) 4,3
Выбросы CO2, г/км 124 (119) 151 (168) 112
Емкость топливного бака, л 50 50 48
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 дизтопливо
* Данные для версий с двигателями, отвечающими нормам Евро-5 ** В скобках - данные для машин с автоматическими трансмиссиями *** Н.д. - нет данных

Когда в быстром повороте ты держишь в руках не только электроусиленную баранку, но и весь автомобиль, душа поет: не разучились еще французы настраивать шасси недорогих машин!

Рекомендованные статьи