Испытываем Haval Dargo X с блокировкой в Архангельской области (+ история Сорокина для подписчиков)
Зима не самое подходящее время для оценки автомобилей с принудительными блокировками дифференциалов. Однако в заснеженную Архангельскую область я отправился с интересом и азартом. Потому что версия кроссовера Haval Dargo с приставкой X сохранила роботизированную коробку передач, но обрела заднюю блокировку. Претензия как минимум на трансмиссионную уникальность!
В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Я хорошо помню, какой яркой дизайнерской вспышкой стал обычный Haval Dargo, но вынужден признать, что его Х-версия таких эмоций уже не вызывает. Угловатости бампера слишком нарочиты, а там, где на фотографиях машины мерещились мощные буксирные проушины, в реальности оказались пластиковые заглушки. Матовые накладки и бамперы с круговой «прострочкой» блестящими «торксами» напоминают самодельные байкерские кофры — темные головки винтов смотрелись бы куда лучше.
Геометрии ходовой части и настроек подвески Х-доработки не коснулись. Клиренс и углы въезда-съезда «внедорожного» Dargo остались прежними, а днище — таким же плоским. И агрегатное оснащение знакомое: двухлитровый бензиновый двигатель с алюминиевым блоком, непосредственным впрыском топлива и наддувом, развивающий 192 л.с., семиступенчатая роботизированная коробка передач мокрого типа и — автоматическая межосевая муфта BorgWarner. Узлы эти технологически отработаны, и к их конструкции нет никаких претензий. Но поскольку в заднем межколесном дифференциале Dargo X появилась принудительная электромеханическая блокировка, то к проверенной кроссоверной схеме возникают вопросы. Как известно, езда с заблокированным дифференциалом — это дополнительная нагрузка для трансмиссии, подразумевающая в том числе более напряженную работу межколесной муфты. Китайцы это знают. Поэтому и навесили на машину кучу офроудных ограничений. Включить заднюю блокировку можно только в тех внедорожных режимах, которые подразумевают максимальную «зажатость» центральной муфты. Причем после 38 км/ч дифференциал распускается — чтобы вновь замкнуть задние колеса, надо сбросить скорость и опять нажать на кнопку. В принципе, решение рабочее. Но только не в сочетании с «роботом», потому что такая коробка передач весьма специфична, да и вообще мало подходит для езды по бездорожью.
Управление блокировкой электронное, но сама она настоящая — механическая. Управляется механизм с помощью электропривода
Заезжаю правыми колесами на заснеженную обочину — и быстро вязну в плотном снегу. Перевожу Dargo X в «снежный» режим и пытаюсь выехать назад. Тщетно. Потом блокирую задний дифференциал — машина начинает шевелиться, но вылезти враскачку мешает задумчивость роботизированных переключений: алгоритмически защищенная трансмиссия не успевает реагировать на мои действия. А если принудительно — первую, газ в пол и покачать рулем? Черта с два! Автомобиль решил, что так я превышаю допустимую скорость, и каждый раз сбрасывал блокировку.
Из сугроба я все-таки вылез сам. Под реактивный перекрут мотора, дикую трансмиссионную вонь и матерную лексику. Блокировка работает, подтверждаю. Но мне кажется, что трансмиссия Dargo X езды с ней долго не вынесет.
А еще на икс-версии появился внедорожный ползунок — система автоматического поддержания скорости и дозирования тяги, управлять которой можно как акселератором, так и подрулевым рычажком круиз-контроля. Работает она в диапазоне от 7 до 15 км/ч, но почему-то только в режиме Песок — ползать в других программах Dargo X не научили.
Индикацию режима работы заднего дифференциала я бы тоже сделал крупнее, дабы глаза мозолила. Чтобы не забыть включить и не забыть выключить
А вот самое главное, интересное и полезное — «экспертный» режим для офроуда. На бездорожье он передает все бразды правления в руки водителя, оставляя на страже только АБС и отключая бдящие, предупреждающие и помогающие ассистенты. Да-да, и систему динамической стабилизации тоже. На обычном Dargo их работа просто ограничивается, но не останавливается совсем.
Какой же ностальгический кайф ездить по сугробам, когда ничего не стонет, не пищит и не мешает управлять автомобилем, — спасибо конструкторам! Кстати, родословная всех Х-переделок китайская: Dargo в такой комплектации есть на внутреннем рынке. А наши маркетологи просто отреагировали на запросы целевой аудитории. Оказывается, среди владельцев Dargo есть много людей, готовых варварски «лохматить» свои машины на бездорожье. Собственно, поэтому Dargo X будет только полноприводным и всего в двух комплектациях — Elite и Premium. Вместе со старшими версиями исчезнут и высокотехнологичные «примочки» в виде шоссейных ездовых ассистентов и комфортных опций. Быть может, стоит задуматься о версии с «механикой»?
Китайская автомобильная ментальность для меня загадка. Ведь кроссовер Haval Dargo X — это по-настоящему высокотехнологичный продукт: машина набита электроникой по самую крышу! В салоне четыре USB-порта, имеется беспроводная зарядка для телефона, полноценная розетка на 220 вольт и даже электроразъем для подключения видеорегистратора. Богато! Но управление микроклиматом приходится «выкапывать» из глубин меню, и даже обогрев сиденья второго ряда включается только виртуально, через водительский «планшет», — правда, этот курьез обещали исправить. Здесь невероятно шустрый процессор и огромные дисплеи с неисчерпаемыми визуальными возможностями. Но индикация микроскопическая, а большая часть экранов занята идиотскими виджетами, космическими картинками и прочей отвлекающей мутью. Почему бы из элементарного уважения к старообрядцам не сделать вариант оформления с условно олдскульными приборами и привычными стрелками — пусть и нарисованными? У нас ведь тоже своя ментальность, и подавляющему большинству российских водителей милее именно классическое оформление. Тем более что китайскими спидометром и тахометром пользоваться невозможно! А еще в колесные арки Dargo X неплохо бы добавить шумоизоляции: на асфальте слишком хорошо слышно шипованные шины.
Обычный «шоссейный» кроссовер Haval Dargo российской сборки в версиях Elite и Premium стоит сейчас 3,2—3,4 млн рублей. Цены на Dargo X в аналогичных комплектациях объявят в феврале, но понятно, что он будет дороже. В том числе и по причине логистических заморочек, ведь поставляться к нам эти машины будут из Китая.
Максимка из Архангельска
Константин Сорокин, фото автора и из личного архива Владимира Рожкова