ВАЗ-2191, пятидверная Гранта с кузовом лифтбек — почти иномарка!
- Оригинальность данного проекта заключается в его силуэте. Нам удалось убедить руководство в том, что для «девяносто первой» машины нужны другие задние двери... Начальнику управления дизайна Андрею Захарову казенные выражения простительны - он ведь работает на ВАЗе с 1977 года. В те годы главным стилистом был ныне покойный Марк Демидовцев, и дизайн вазовских машин вполне отвечал прозвищу Демидовцева, которого за глаза звали Мрак Васильевич. А теперь... ВАЗ-2191, пятидверная Гранта с кузовом лифтбек - почти иномарка!
Ведь были на ВАЗе и раньше удачные машины, скажете вы, - Нива, например. Соглашусь. Да и «восьмерки» с «девятками» были неплохи для тех лет, но вот остальное... «Беременные антилопы» из семейства «десяток», пародийная новая Нива, бесформенный минивэн Надежда, изуродованные Самары-2. Да и после Демидовцева, когда вазовским дизайном рулил Евгений Лобанов, не лучше было - куцые Калины да одутловатые Приоры.
Гранта-седан с ее нелепым ящиком багажника тоже не шедевр, хотя рисовали ее уже под присмотром первого «варяга», пришельца из Renault Энтони Грейда.
И вот теперь передо мной - Гранта-лифтбек.
За долгие годы это первая вазовская машина, на которую не страшно смотреть. Даже версия Норма на 14-дюймовых стальных колесах и в наименее выигрышном темном цвете не пугает, уже не говоря о серебристом Люксе на 15-дюймовом «литье». С учетом огромного, 18-сантиметрового клиренса, который должен уменьшаться до паспортных 165 мм только под полной нагрузкой, - сущий «купе-кроссовер»! Этакий BMW X-серии по-тольяттински.
- Нам пришлось на десять миллиметров опустить крышу и на столько же поднять оконную линию. Да, над головами задних седоков места стало меньше на восемь миллиметров. Но мы убедили руководство в том, что ценность данного стиля для покупателей будет реальной...
Руководство в данном случае - это бывший уже президент АвтоВАЗа Игорь Комаров: именно под его началом создавались обе Гранты, седан и лифтбек. Даже новый шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин к этой машине имеет весьма опосредованное отношение - когда он пришел на завод в 2011 году, дизайн был уже почти готов.
Но почему пятидверка так отличается от седана? В лучшую сторону.
- Продакт-плэннинг просил нас сделать лифтбек более мужским, более спортивным. Между собой мы называли эту машину четырехдверным купе...