Крутящий момент истины: BMW M5 E39 в руках Леонида Голованова
«Мы сознательно ограничили мощность двигателя BMW M5, потому что четырехсот сил более чем достаточно для нынешних водителей. Возможности двигателя на этом не исчерпаны. На самом деле они намного больше, поверьте мне…»
Адольф Проммесбергер, глава отделения BMW M GmbH.
В подземном гараже на мюнхенской улице Хайдеманнштрассе, где фирма BMW хранит автомобили для журналистских тестов, царит полумрак. Я нажимаю кнопку на ключе, и в ответ в салоне стоящей рядом «пятерки» цвета угольно-черного «металлика» вспыхивает свет. Это новейший BMW M5 последнего поколения — самый мощный автомобиль, когда-либо выпущенный отделением BMW M GmbH. Пять дней он будет в полном моем распоряжении.
Салон подчеркнуто роскошен. Элегантные кресла желто-кремовой кожи, уютный велюровый потолок, деревянные панельки, все мыслимые сервоприводы и регулировки, светящийся экран навигационной системы... И яркий штрих — пороги с красно-сине-фиолетовыми буквами М.
После поворота рукоятки включения наружного освещения интерьер взрывается шрапнелью красных огоньков. Подсвечивается даже рукоятка шестиступенчатой механической коробки передач, на которой тоже тлеет красная монограмма. А еще одним клеймом от M GmbH помечен спидометр со шкалой, оцифрованной до 330 км/ч.
Я завожу мотор и настороженно, готовый к обузданию четырехсотсильного монстра, трогаюсь с места.
Но где же крутой норов суперкара? Сцепление с довольно длинноходной и малоинформативной педалью срабатывает лишь чуть-чуть жестче, чем на BMW 540i. Реакция на нажатие педали газа? Вполне обыкновенная — чувствительность привода невысока, и даже новичок без проблем проползет по паркингу на первой передаче. Рулевое управление хоть и с меньшим передаточным отношением, нежели на обычных «пятерках», но тоже без спортивной остроты — машина реагирует на поворот баранки четко и без запаздываний, но с подчеркнутым достоинством. И даже звук двигателя хоть и басовит, но очень приглушен.
За тонированными стеклами неспешно проплывают улицы Мюнхена. Скорость в немецких городах ограничена до 50 км/ч, и V-образная «восьмерка» еле слышно урчит на пятой передаче. А если попробовать шестую? Рычаг с довольно большим ходом, но очень приятными и четкими моментами включений перещелкнут до упора вправо и назад. Стрелка тахометра падает ниже холостых оборотов, но двигатель тянет без намека на надрыв. И как тянет! Можно вообще пользоваться только двумя передачами — трогаться с первой, а ездить на шестой.
Конечно, во многом это заслуга системы Double VANOS, которая в зависимости от оборотов и нагрузки мотора плавно изменяет не только впускные, но и выпускные фазы. Впервые двойной VANOS появился на двигателе BMW M3, но с конца прошлого года эту систему поставили и на обычные моторы — в частности, на 4,4-литровую «восьмерку» от BMW 540i. А «эм-пятая» — это доработанная 540-я...
Кстати, а каков объем доработок? На первый взгляд, невелик. Кузов не усилен — баварцы заявляют, что его жесткости для «эм-пятой» достаточно. Трансмиссия почти стандартная, с той же шестиступенчатой коробкой, — здесь стоят лишь усиленное сцепление, главная пара «покороче» и задний дифференциал повышенного трения с 25-процентной блокировкой. Подвеска чуть пожестче, рулевое управление чуть острее, тормоза помощнее... Почему тогда BMW M5 стоит в Германии 140000 марок? Неужели люди платят такие деньги за иные бамперы, тонированные стекла, аэродинамичные наружные зеркала, за 18-дюймовые колеса и мощные патрубки системы выхлопа из нержавеющей стали?
Нет, платят, в основном, за надпись M Power на кожухе V-образной «восьмерки», объем которой увеличен до 4,9 л, а степень сжатия — с 10,0 до 11,0. Можно перевести M Power как «М Мощность», а можно — как «М Власть»...
Власть над мощностью?