Сорокин и пол-автомобиля: знакомство с кей-каром Daihatsu Tanto

Микровэн Daihatsu Tanto входит в пятерку самых продаваемых автомобилей Японии: только в прошлом году там разошлось 94 тысячи таких машинок! И это один из самых массовых кей-каров — миниатюрных машин с малокубатурными моторами, выпускаемых исключительно для внутреннего, японского рынка. Но все чаще подержанные букашки с правым рулем попадаются и в наших городах, а среди обитателей мегаполисов уже сформировался целый пул владельцев таких машин. Среди них — наш давний читатель Филипп, купивший себе уже второй кей-кар. С его автомобилем Daihatsu Tanto я и познакомился.
Культура японских микромобилей зародилась после Второй мировой войны. Стимулируя развитие национальной автомобильной промышленности и поощряя общую мобильность населения, правительство Страны восходящего солнца решило пересадить своих граждан с мопедов на нечто трех- или четырехколесное, отдаленно напоминающее автомобиль. Это нечто назвали кей-дзидося, или кей-карами. В свободном переводе с японского — «легкими транспортными средствами», похожими на мотоколяски с крышей.
Чиновники подошли к вопросу основательно, ведь, кроме задач персональной мобильности, такие машинки должны были взять на себя мелкие коммерческие перевозки: среди кей-каров и сейчас есть фургоны и даже бортовые грузовички. Владельцам кей-каров государство не обещало изысканного комфорта, но сулило разумные цены вкупе со страховыми и налоговыми льготами. Позже появилась еще одна лакомая льгота: когда в Японии ввели обязательное требование при покупке автомобиля иметь собственное парковочное место, кей-каров эта мера не коснулась. Для маленькой и тесной страны это было крайне весомым послаблением!
Примерно такими были кей-кары первой волны. Это мотоколяска Flying Feather образца 1955 года с 350-кубовым моторчиком и трехступенчатой коробкой передач. Разработкой и мелкосерийным выпуском занималась текстильная компания Suminoe
С технической точки зрения первые кей-кары мало чем отличались от мотоколясок. Для них установили жесткие ограничения по внешним габаритам и рабочему объему двигателя: четырехтактный мотор на такой технике не должен быть больше 150 кубиков, а двухтактный — и вовсе 100 см³. Правда, здравый смысл быстро стал побеждать бюрократию, и уже через год правила переписали. Со временем клещи техрегламента ослабевали, и в 1955-м самым маленьким японским машинкам разрешили увеличить объем двигателей до 360 см³, а число тактов больше не оговаривалось. Кей-кары превратились в полноценные городские автомобили, и их популярность стала расти.
В шестидесятых годах продажи микромобилей в Японии заняли весомую долю внутреннего авторынка, и, как часто это бывает, породив какое-то явление, чиновники стали его душить, постепенно повышая налоги. Но народную любовь к кей-карам было уже не остановить! Тем более что эти машинки избавились от флера социальной ущербности и стали полноценными носителями «взрослых» атрибутов комфорта.
Компания Daihatsu в тот период выпускала только вот такие трехколесные пикапы, которые тоже считались кей-карами. Daihatsu Midget первого поколения (1957—1961) имел 250-кубовый двухтактный мотор, а двери кабины были опцией
В семидесятых кей-кары обзавелись автоматическими трансмиссиями — сначала диапазонными гидромеханическими, а потом и бесступенчатыми вариаторами. Некоторые модели обрели полный привод с межосевой муфтой, а японский конструкторский гений принялся творить компоновочные чудеса, используя во благо пассажиров каждый миллиметр внутреннего пространства.
Интерьер здесь всему голова! Именно внутренние решения и различные прикольные фишки часто влияли на рыночную популярность той или иной модели. А вот экстерьер редко был сильной стороной кей-каров. Дизайнеры исходили из компоновочно-выгодных пропорций кузова, регламентной геометрии и шаблонных решений, делавших кей-кары разных производителей очень похожими.
В 1955 году дебютировал кей-кар Suzulight — первая четырехколесная модель компании Suzuki. Для своего сегмента это был передовой автомобиль: цельнометаллический кузов, передний привод, реечный рулевой механизм
Кстати, бейдж-инжиниринг в этом сегменте всегда был нормой. Ради экономии времени и средств на разработку производители договаривались о взаимовыгодном обмене моделями. Вот и у нашего героя Daihatsu Tanto есть брат-близнец под названием Subaru Chiffon, который выпускается на том же конвейере и отличается фактически только эмблемами.
Пожалуй, самый серьезный удар по сегменту кей-каров был нанесен после ужесточения Японией экологических норм в семидесятых годах прошлого века. У разбитого корыта оказались все производители кей-каров с двухтактными двигателями. Сильнее всего тогда пострадала компания Suzuki, у которой на тот момент вообще не было малокубатурных четырехтактных моторов, поэтому искать их пришлось на стороне. В итоге национальные автопроизводители составили коллективное обращение к своему правительству, в котором объяснили невозможность вогнать народные микромобили в действующие экологические нормы и слезно попросили в очередной раз изменить технический регламент. Сработало! Росчерком пера чиновников максимальный объем двигателей возрос до 550 см³, а одновременно увеличили допустимые габариты.