BMW 3 GT. Новая ветвь эволюционного дерева третьего семейства! Не тупиковая ли?
На Сицилии снова разбушевался вулкан Этна, так что летел я туда с тревогой: как бы клубы пепла не помешали рассмотреть все детали необычного BMW 3 GT. Ведь это новая ветвь эволюционного дерева третьего семейства! Не тупиковая ли?
Эволюция, как ни крути, штука полезная - сидеть бы нам без нее на дереве (не эволюционном), сжимая банан вместо айфона. И не факт, что появились бы даже примитивные повозки на деревянных колесах, уже не говоря об автомобилях в их нынешнем виде. А раз эволюция неизбежна, то ни нам, ни машинам никуда не деться и от того, что лежит в ее основе, - от мутаций, или, говоря проще, от изменений.
Те мутации, что, не повредив наследственный геном, превратили пращура нынешней третьей серии, BMW E21 середины семидесятых, в теперешнюю «трешку» F30 шестого поколения, назовем естественными. Но есть и мутагенез, когда стройность ДНК меняют намеренно: у селекционеров, скажем, так получаются всяческие гибриды растений, а у инженеров из Мюнхена - кентавры наподобие BMW X6 или Gran Coupe. К ним же отнесем и лифтбек BMW 5 GT - и вот теперь в эту же пустынную нишу (из конкурентов там обитает разве что Honda Cross Tour) отправился и младший по рангу BMW 3 GT (по заводской номенклатуре - F34).
Зачем? Этот вопрос возник четыре месяца назад, когда я увидел первые фотографии без камуфляжа, он же не давал мне покоя и на Сицилии. Зачем нужно было бросать в миксер купе, седан и универсал третьей серии? И для кого этот экзотический коктейль с названием «3GT»?
- Мы сделали автомобиль для особо разборчивых покупателей, которые считают обычный седан недостаточно практичным, а универсал - слишком утилитарным, - открыл мне глаза баварский маркетолог.- Кстати, наш эксперимент с BMW 5 GT подтвердил правильность концепции - на Gran Turismo сегодня приходится примерно пятая часть всех проданных в мире BMW пятой серии. Ты лучше посмотри, какой красивый получился автомобиль!
Что есть, то есть. Дизайнеры под началом шеф-стилиста BMW Адриана ван Хойдонка явно учли критику в адрес «пятерки» GT с ее тяжеловесной филейной частью и не стали делать масштабированную копию. Спереди - приятные глазу мотивы обычной «трешки», хотя абсолютно все внешние кузовные детали новые, но... Каковы размеры!
Если также экспериментирующие на ниве генной инженерии Mercedes с Audi пытаются привить своим «метисам» CLS, CLA, A5 или A7 хромосомы легкости и спортивности, то главная буква в названии BMW 3 GT - это «G», то бишь Gran, «большой»! В основе - удлиненная «спецверсия» трешки для китайского рынка (там название модели дополнено буквой «L») с увеличенной на 11 см колесной базой. В результате BMW 3 GT недотягивает по длине до нынешних «пятерок» (F10) каких-то шесть сантиметров, но при этом аж на 20 см превосходит и без того немаленький универсал третьей серии!
Дверной проем высоченный (лобастый лифтбек на 81 мм выше универсала), за руль садишься, будто в кроссовер, -и на знакомую «трешечную» переднюю панель смотришь уже свысока: крепление сидений стало выше на 59 мм. Но главный сюрприз - сзади. Тут-то и понимаешь, почему донорская китайская версия зовется Limousine - простора на задних местах больше, чем в «пятерке», причем ощутимо! Даже если передние сиденья предельно сдвинуть назад, запас пространства «в коленях» все равно останется. А ниспадающая крыша, вопреки опасениям, не давит на голову: над моей макушкой, которая при прямостоянии (опять же, спасибо эволюции!) удалена от земли на 182см, был зазор в два-три сантиметра.
За спинками задних сидений нашлось еще одно оправдание кузовной пухлотелости: 520-литровый багажник. И пусть 590-литровый рекорд нового хэтчбека Skoda Octavia и не побит, это на 25 л больше, чем у родственного универсала третьей серии.
«Техника» у Gran Turismo - точь-в-точь как у остальных BMW третьей серии, разве что из-за возросшей почти на центнер массы пришлось отказаться от самых слабых версий - 316d (116 л.с.) и 316i (136 л.с.), так что базовой стала 318d со 143-сильным двухлитровым дизелем.
Позже, в июне появится и полноприводная трансмиссия Х-Drive (сейчас завершается процесс ее калибровки), а главное изменение в шасси - увеличенный благодаря новым пружинам и амортизаторам на 25 мм (или на 15 мм у версий с пакетом M-Sport) дорожный просвет. Возможно, на сельских дорожках Сицилии с местами просевшим из-за грунтовых вод асфальтом именно 165 мм клиренса и помогли мне сохранить в целости передний бампер. Но на быстром серпантине они же при «поддержке» возросших базы, массы и высокого кузова изменили привычный «трешечный» характер до неузнаваемости!
Сразу же замечаешь, сколь ощутимо автомобиль реагирует на порывы морского ветра, а при торможении по-кроссоверному поклевывает носом. А в смачных поворотах я и вовсе затосковал по обычной «трешке». Где знакомый азарт? Его нет. Есть короткая фаза сноса, есть даже намек на занос, но все это на фоне ощутимой диагональной раскачки и без устали работающей системы стабилизации. Это и впрямь BMW третьей серии? По-моему, этого упитанного переростка можно было смело окрестить цифрой пять, а еще более степенный BMW 5 GT без зазрения совести «повысить» до семерки.
Зато на магистрали... Восторг! Неровную прямую BMW 3 GT держит как танк - ни намека на метания, в салоне - тишь да гладь, и даже когда я перевел опционное «активное» шасси в режим Sport, то, «поймав» пару ям (каюсь, нарочно), не ощутил слишком жестких тычков. В таком уюте я без устали отмахал бы и тысячу километров.
Но много ли сегодня осталось настоящих «гран-туристов», любителей больших путешествий? И все же теперь пессимизма поубавилось. Неоспоримой внутрисемейной популярности седанов на нашем рынке этот автомобиль, конечно, не угрожает (в прошлом году трехобъемники предпочли 94% покупателей «трешек»), но вполне может стать выбором тех, кто желал бы иметь в BMW больше места и комфорта, но не решается покупать обычный Touring (у нас доля продаж универсалов третьей серии исчезающе мала, менее 1%).
Цены не отпугивают. Список всех модификаций для России окончательно не определен, но можно уже смело говорить, что в июне у нас появятся бензиновые Gran Turismo 320i (от 1 млн 535 тысяч рублей) и 328i (от 1 млн 885 тысяч рублей) - это на 110-160 тысяч рублей дороже соплатформенных универсалов и примерно на столько же доступнее сопоставимых с BMW 3 GT по простору автомобилей пятой серии.
А что до генных модификаций и прочего мутагенеза… Если в наш век работы автоиндустрии по принципу «любой каприз за ваши деньги» такие «отклонения» - во спасение «пропеллера» на эмблеме, лучших моторов и традиционных моделей, значит, так и надо. Мы ведь и сами потихоньку мутируем, привыкая к тому, что BMW расстается с незыблемой прежде концепцией безнаддувных моторов и ультимативным драйверством, что «бумеры» иной раз побеждают конкурентов благодаря комфорту, что появляются М-внедорожники и вовсю идет работа над передним приводом…
Об одном хочу попросить баварцев: если рынок пожелает еще и минивэн BMW, вы хотя бы его не называйте «трешкой», ладно?
Паспортные данные | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Автомобиль | BMW 3 GT | |||||
Модификация | 318d | 320d | 320i | 328i | 335i | |
Тип кузова | лифтбек | лифтбек | лифтбек | лифтбек | лифтбек | |
Число мест | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4824 | 4824 | 4824 | 4824 | 4824 |
ширина | 1828 | 1828 | 1828 | 1828 | 1828 | |
высота | 1508 | 1508 | 1508 | 1508 | 1508 | |
колесная база | 2920 | 2920 | 2920 | 2920 | 2920 | |
колея спереди/сзади | 1541/1586 | 1541/1586 | 1541/1586 | 1541/1586 | 1541/1586 | |
Объем багажника, л | 520/1600 | 520/1600 | 520/1600 | 520/1600 | 520/1600 | |
Диаметр разворота, м | 11,2 | 11,2 | 11,2 | 11,2 | 11,2 | |
Шины | 225/55 R17 | 225/55 R17 | 225/55 R17 | 225/55 R17 | 225/55 R17 | |
Снаряженная масса, кг | 1540 (1560)* | 1565 (1575) | 1540 (1560) | 1570 (1595) | 1640 (1650) | |
Двигатель | дизельный, саккумуляторным впрыском итурбонаддувом | бензиновый, снепосредственным впрыском итурбонаддувом | ||||
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 6, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1995 | 1995 | 1997 | 1997 | 2979 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 143/105/4000 | 184/135/4000 | 184/135/5000-6250 | 245/180/5000 | 306/225/5800 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 320/1750-2500 | 380/1750-2750 | 270/1250-4500 | 350/1250-4800 | 400/1200-5000 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 8-ступенчатая) | |||||
Привод | задний | задний | задний | задний | задний | |
Максимальная скорость, км/ч | 210 (210) | 230 (226) | 230 (229) | 250 (250) | 250 (250) | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 9,7 (9,6) | 8,0 (7,9) | 7,9 (7,9) | 6,1 (6,1) | 5,7 (5,4) | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 4,5 (4,8) | 4,9 (4,9) | 6,6 (6,2) | 6,7 (6,4) | 8,1 (7,7) |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 119 (127) | 129 (129) | 153 (145) | 156 (149) | 188 (178) |
Емкость топливного бака, л | 57 | 57 | 60 | 60 | 60 | |
* В скобках - данные для автомобилей с автоматической коробкой передач |