Как работает локализованная система стабилизации на Весте? Наш тест
Год 2015-й: Лада Веста стала первым российским автомобилем, который уже в базе оснащен системой стабилизации.
Год 2024-й: после двухлетнего перерыва Весте вернули систему курсовой устойчивости. Только теперь на блоках вместо маркировки немецкой компании Bosch красуются логотипы отечественной фирмы Итэлма. Как работает локализованная ESP на скользких покрытиях, мы скоро выясним на полигоне. А пока я попробую ее в деле на асфальтовых и грунтовых дорогах в окрестностях Ижевска — города, который по праву считается колыбелью Весты.
Электронные системы стабилизации дошли до российского автопрома, мягко говоря, с опозданием. Ведь самые передовые производители начали внедрять электронных помощников еще на заре девяностых годов. Mercedes-Benz совместно с компанией Bosch около пяти лет разрабатывал систему стабилизации, которой в 1995 году стали оснащать серийные купе Mercedes S 600. Тогда же подобная электроника появилась на седане Toyota Crown Majesta. А в 2014-м эти системы стали обязательными на всех новых легковых автомобилях, продающихся на территории Евросоюза.
Результаты исследований все той же компании Bosch свидетельствуют о том, что система стабилизации помогает водителям избежать аварий в четырех случаях из пяти. И в это легко поверить, посмотрев сотни роликов, в которых машины, лишенные электронных ассистентов, закручиваются на дороге при обгоне или объезде препятствия. Вот и мы в Авторевю практически каждую работу с автомобилями на полигоне сопровождаем лосиным тестом, проверяя качество настроек ESP.
Различные модификации Весты всегда показывали хорошие результаты в таких испытаниях. Конечно, в этом есть и заслуга грамотно настроенного шасси, но электроника тоже работала отменно. Блоки ESP до 2022 года на АВТОВАЗ поставляла российская компания «Роберт Бош Самара», но это было лишь сборочное предприятие: комплектующие шли из-за рубежа, и после наложения санкций в 2022 году производство встало.
Перезапустить его мешали не только проблемы с логистикой, но и юридические вопросы, поэтому АВТОВАЗ был вынужден в пожарном порядке искать нового поставщика. Им стал давний партнер завода по электронному оборудованию — компания Итэлма. Причем партнерам не нужно было ничего улучшать, а требовалось лишь воспроизвести бошевский алгоритм работы ESP на новой компонентной базе. Разумеется, китайской: сборка блоков на костромском заводе Итэлма ведется из привозных комплектующих по тому же принципу, что прежде использовался на самарском заводе Bosch. Глубокая локализация пока только в планах.
На блок АБС/ESP производства компании Итэлма нанесен QR-код, в котором зашифрован артикул изделия. По нему блок можно найти в онлайн-магазинах: например, одном из них он стоит 35249 рублей
Однако замена ESP на Весте, судя по всему, прошла удачно. Еду по гравийной дороге, совершаю перестроения, активно (с превышением скорости) захожу в повороты — и понимаю, что электроника работает вполне логично. Она позволяет почувствовать начало скольжений, а затем с высокой частотой начинает выборочно подтормаживать колеса, гася заносы задней оси или сносы передней. Важно, что после коррекции траектории тормоза быстро «распускаются» — нет лишнего замедления, чем порой страдают ESP на японских машинах. Кстати, во всех документах на Весту и прайс-листах система стабилизации теперь называется ESC (Electronic Stability Control), ведь привычная аббревиатура ESP (Electronic Stability Program) запатентована компанией Bosch.