Время задержки: почему Nissan ProPilot прибыл в Россию с опозданием на пять лет?
Российские Nissan Qashqai и X-Trail питерской сборки в двух топ-комплектациях теперь оснащаются системой полуавтономного вождения. Правда, если в Японии это новый ProPilot 2.0, то у нас — старая версия 1.0, да еще и упрощенная. В чем разница?
Что такое ProPilot? Продвинутая система помощи водителю с таким названием впервые появилась на минивэне Serena для японского рынка пять лет назад, а осенью 2019 года на модернизированном седане Nissan Skyline, известном в России как Infiniti Q50, дебютировал ProPilot 2.0. Фактически это полуавтопилот: камера мониторинга состояния водителя с более продвинутой начинкой позволяет снимать руки с руля на хайвеях.
Но в России даже кроссовер Murano, флагман ниссановской российской линейки, не оснащается адаптивным круиз-контролем. Зато на Икстрейлы и Кашкаи в версиях LE+ (от 2,153 млн за двухлитровый переднеприводный Qashqai) и LE Top (максимум 2,595 млн за X-Trail 2.5) теперь ставят ProPilot 1.0 в урезанной версии. Что он может?
Опознать X-Trail c системой ProPilot просто — по защитному экранчику радара на фальшрадиаторной решетке
Российская система имеет и радар, и видеокамеру, но она попроще европейской: у российской системы нет функции распознавания пешеходов и велосипедистов. Край дороги и номерной знак для центрирования по лидеру наш ProPilot тоже «не видит». Нет и привязки к знакам ограничения скорости, поскольку нужна синхронизация с навигацией, — этим тоже пришлось пожертвовать. Ведь с полным набором ассистирующей электроники Qashqai и X-Trail оказались бы слишком дорогими для массового российского покупателя.
Qashqai и X-Trail также получили телематику Connect Services, позволяющую с помощью смартфона отслеживать местоположение автомобиля, дистанционно отпирать двери и запускать двигатель, контролировать остаток топлива, вызвать помощь в экстренной ситуации, а также устанавливать ограничения для других пользователей автомобиля и получать уведомления от машины. Connect Services работает только со штатной медиасистемой Nissan Connect с семидюймовым экраном, поэтому для российских Ниссанов больше не предлагается «альтернативное» головное устройство Яндекса (с восьмидюймовым экраном и фирменным функционалом)
Кстати, поскольку ProPilot изначально создавался для автострад, то доводку российской системы ниссановцы начали с… поисков магистралей с гостированной крутизной поворотов и нормальной разметкой.
— Дороги у нас в регионах везде разные, пришлось от каждого крупного города разъезжаться «звездочкой», — рассказывает Александр Калинин, инженер российского отделения NTCE (Nissan Technical Centrе Europe). — Искали то, что хоть как-то вписывается в автобанные стандарты. Набралось не так уж и мало — 30 тысяч километров.
Есть такие дороги и к северу от Санкт-Петербурга, где были устроены тесты для журналистов. В идеальных условиях, на сухой и чистой многополосной магистрали с четкой разметкой и плавными поворотами, российский ProPilot и впрямь позволяет отвлекаться на мультимедийку и смартфон больше обычного. Но! Во-первых, электроника создает слишком большое паразитное усилие на руле. Это утомляет, особенно в дальней дороге. Во-вторых, в пределах наших широких полос машина на Пропилоте порой идет галсами — от правой линии разметки до левой и обратно. Ну а в-третьих, даже на автостраде системе нельзя доверять на 100%: пару раз в пологих изгибах трассы Nissan по неведомым причинам пересекал разметку и выезжал на соседнюю полосу, отмечая свою несостоятельность писком.
ПроПилоту 1.0 обязательно нужны линии четкие разметки слева и справа и ваши руки на руле. Камера и радар не умеют считывать сигналы светофора, распознавать пешеходов и знаки ограничения скорости. Поэтому в городе ProPilot работает как обычный, притом не самый расторопный адаптивный круиз-контроль. Основной же ареал использования системы — автомагистрали
Конечно, здорово, что при включении левого поворотника при обгоне на время отрубается контроль дистанции до лидера и машина начинает ускоряться уже в пределах своей полосы. И неплохо, что ProPilot не обманешь, как Теслу, апельсином между ободом и спицами: емкостного датчика внутри обода нет. Если ты не сопротивляешься саморулению, то есть не прикладываешь к баранке усилие, электроника секунд через семь выдаст визуальное предупреждение, потом звуковое, еще через некоторое время начнет уже короткими тормозными импульсами «будить» водителя. А если и это не возымеет действия, то Nissan сам плавно остановится в полосе движения, затянет стояночный тормоз и включит аварийку. Вдруг человеку за рулем стало плохо?
Вождение hands free не поощряется, и обмануть систему сложновато
На второстепенных дорожках электроника теряется гораздо чаще. Ведь для следования в полосе Пропилоту требуются четкие линии разметки справа и слева, а с этим в российских регионах напряженка. Что говорить про автоматику, если я сам порой путался в блеклых линиях и следах частичной перекладки асфальта на улицах Петрозаводска.
В пробках ProPilot, как и большинство подобных недорогих систем, раздражает чересчур вялым набором скорости вслед за лидером, светофоров не видит — и предупреждения об отъезде впередиидущей машины, в отличие от автомобилей Hyundai-Kia, не выдает. А если остановка была дольше чем на три секунды, то для возобновления движения надо либо нажать кнопку Resume, либо тронуть педаль газа.
Никакого диктата: в Ниссане можно отключить как самоцентрирование в полосе, так и систему автоторможения. И специально для России сделан перевод адаптивного круиз-контроля в обычный пассивный режим без регулирования дистанции — радар деактивируется через долгое нажатие кнопки ProPilot
К тому же ProPilot напрягает водителя почтительной дистанцией даже на уровне min и нарочито резким осаживанием при плавном торможении ведущего. Александр Калинин уверяет, что последнее — особенность российской настройки и сделано это намеренно. Во-первых, резковатый импульс, по мнению ниссановцев, дает водителю понять, что все под контролем. А во-вторых, он позволяет снизить уровень замедления, если лидер притормозит сильнее. Хотя я больше склоняюсь к тому, что дело в «близорукости» недорогого радара Continental: по словам Калинина, эффективная дальность не превышает 80 метров. Для сравнения: локатор Continental на фольксвагеновском Тигуане в полтора раза дальнобойнее.
А еще лимит системы по разрешенной боковой перегрузке всего 0,12g — на извилистой дорожке его запросто превышаешь даже при пенсионерском стиле езды. Причем если в Мерседесе или Volvo ты сразу понимаешь, что система деликатно ассистирует, но не будет все делать за тебя, то в Ниссане электроника сперва создает иллюзию, будто повернет сама, а потом просто пищит и отключается.
И то же самое происходит, когда для следования за лидером на подъеме требуется слишком много тяги или на перегибе была небольшая разгрузка подвески. Электроника высветит на дисплее транспарант «Плохие дорожные условия» — и самоустранится от управления.
ProPilot включается и выключается отдельной кнопкой с синей пиктограммой
К слову, у системы предусмотрено несколько ступеней принудительной деактивации. Отдельной кнопкой с символом руля можно отключить ассистент удержания в полосе. А если радар «ослепнет» из-за грязи или снега, то его можно отключить долгим удержанием кнопки Пропилота с синей пиктограммой — и тем самым перевести круиз-контроль в пассивный режим, когда он просто держит заданную скорость. Сделано это специально для России — полезная штука для ленивых, чтобы лишний раз не останавливаться для чистки радара.
Так что называть ProPilot 1.0 даже полуавтопилотом рановато. Скорее это адаптивный круиз-контроль с функцией подруливания: он не позволяет отвлекаться от дороги ни на секунду, но действительно облегчает жизнь на автострадах. И повышает безопасность. Кстати, российский Nissan уже сейчас ориентируется на наш перспективный рейтинг RuNCAP. И поскольку мы проверяем эффективность системы автоторможения как днем, так и ночью, то ниссановцы отдали приоритет радару, а не камере, дабы избежать снижения результатов в темноте.
Но все-таки как жаль, что наш ProPilot проще и примитивнее «зарубежного». И что даже он вышел на российский рынок с такой задержкой.